Туристы вместо нефти. Может ли Россия «сделать» миллиарды по примеру Дубая?
Рубрика: Экономика и финансы
В аэропорту мне приходится стоять в огромной очереди на паспортный контроль. В метро яблоку упасть негде среди туристов с фотоаппаратами. В торговом центре «Дубай Молл» толпы народу скупают всё подряд, хотя цены выше, чем в Москве. Билеты по 45 долларов на смотровую площадку ...
В аэропорту мне приходится стоять в огромной очереди на паспортный контроль.
В метро яблоку упасть негде среди туристов с фотоаппаратами. В торговом центре «Дубай Молл» толпы народу скупают всё подряд, хотя цены выше, чем в Москве. Билеты по 45 долларов на смотровую площадку небоскрёба «Бурдж-Хали`фа» уходят влёт: иначе шанса забраться под облака придётся ждать не менее трёх часов. «Когда мы получили независимость от англичан в 1971 году, тут вообще было нечего смотреть, — усмехается советник по туризму правительства Дубая Нурмухаммед аль-Кахири.
— Аэропорт состоял из одной полосы, занесённой песком, вокруг паслись верблюды бедуинов. Вскоре разразился нефтяной бум, но геологи предупредили — "чёрное золото” быстро закончится. И тогда в Дубае решили сделать ставку на туризм». Сейчас крошечный эмират с коренным населением 300 тысяч человек привлекает 14 млн туристов в год.
Для сравнения: Москву в 2016-м посетило лишь 4,5 млн гостей из-за рубежа. Как Дубай превратил безжизненную пустыню в центр туризма и могут ли у него научиться зарабатывать миллиарды российские города, разбирался обозреватель «АиФ».
Зачем покупать снег?
В 1971 году перед первым президентом Объединённых Арабских Эмиратов шейхом Зайдом аль-Нахайяном стояла сложная задача: как заставить иностранцев приехать в государство, о существовании которого никто не знает? «Ну что ж, — спокойно сказал шейх своим помощникам. — Если достопримечательностей нет, надо создать их искусственно».
С тех пор в Дубае появились самый высокий в мире небоскрёб, самый большой на планете торговый центр, единственный в мире семизвёздочный (!) отель в виде парусника, огромный аквариум со множеством видов морских рыб и даже... горнолыжный курорт. Да-да, при средней температуре в городе + 40° летом можно прийти в шопинг-центр «Эмираты», взять в аренду свитер, шапку, тёплые ботинки и покататься на лыжах в закрытом помещении с горами — снег куплен и привезён на самолёте, температура 6°. Стоит всё это целое состояние, но от желающих отбоя нет.
— Ключевые слова здесь — «самый лучший в мире», «самый большой в мире» и «единственный в мире», — объясняет глава одного из крупнейших дубайских турагентств Халид аль-Хусейни.
— Такие вещи автоматически привлекают туристов. Хотя, если задуматься, смешно. Разве в Москве нет шопинг-центров? Полно. Но о них никто не знает, а в «Дубай Молл» водят экскурсии, миллионы людей со всего света приезжают сюда за покупками, пообедать, посмотреть морской зоопарк.
А ведь и в Москве, и во всей остальной России существует множество неизвестных туристам Запада и Востока архитектурных и природных аттракционов, которых больше нет нигде в мире. И собор Василия Блаженного, и потрясающее озеро Байкал, и гейзеры Камчатки, и Соловецкий монастырь. С шопинг-центром абсолютно никакого сравнения. Но у вас и в голову никому не приходит рекламировать эти места как «уникальные и единственные на планете».
Напрасно. Туризм вечен, его популярность не зависит от цен на нефть. Россия теряет миллиарды долларов, игнорируя свои прекрасные возможности.
Для чего нужен фальшивый город?
Ближе к побережью Дубая расположен комплекс «Мадинат Джумейра».
Он построен как огромный арабский город с рынком (скопировано в Дамаске), площадями, искусственной рекой и мостиками. Цены внутри бешеные: лодочники перевозят из одного места в другое за 20 долларов, чашка кофе — 5 долларов. В Дубае нет древних арабских достопримечательностей, поэтому их мастерят специально для заграничных гостей. «Если туристы хотят кальян, арабскую музыку, покататься на верблюдах в стиле "Тысячи и одной ночи”, мы им всё дадим, — спокойно объясняет менеджер "Мадината”.
— Люди в отпуске денег не считают. Верблюдов у нас, слава Аллаху, в достатке, но, если бы они исчезли, мы бы заказали их в виде роботов». Отдых в Дубае дешёвым не назовёшь, местные турагентства всегда позиционировали город как «место для элитного отпуска» — но стоило разразиться в мире финансовому кризису, как подход мгновенно изменился. В 2015 году правительство эмирата выделило деньги для строительства сразу 500 (!) двух-трёхзвёздочных гостиниц, рассчитанных на «тощий кошелёк», и сети недорогих закусочных.
В том-то и принцип местного турбизнеса, что он, как хамелеон, «меняет цвет» в зависимости от ситуации. Если в город прилетают богатые гости, в Дубае просто из кожи вон лезут, чтобы они истратили как можно больше денег, а для «бюджетных путешественников» делается всё, чтобы те сэкономили. Главное — пусть приедут.
Как заманивать китайцев?
— Это очень важно — понимать, кто именно посещает твою страну, — считает сотрудник департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая Чжэ Хэн.
— Меня специально пригласили на работу в Эмираты: тут крайне заинтересованы в увеличении числа туристов из Китая. За прошлый год Дубай посетили полмиллиона китайцев, а всю Россию — лишь 583 тысячи. Но вы же граничите с КНР, а жителям Поднебесной до Дубая надо лететь 7 часов! У вас под боком находится миллиард туристов, но Россия с ними не работает. Ваша основная проблема — в плохом сервисе и дорогих гостиницах.
Эти вещи нужно улучшать в первую очередь. Я знаю китайцев, которые не поехали на озеро Байкал: номер с «удобствами» во дворе стоил сто долларов. Просто ужас.
С сервисом в Дубае дела обстоят прекрасно — там в лепёшку расшибаются, чтобы угодить туристу: уровню обслуживания придают большое значение, ведь раньше, в условиях отсутствия достопримечательностей, «заманить» гостя можно было именно обслугой.
Турист в ОАЭ считается богом. Аравийский полуостров — место рождения ислама, но никто здесь не чинит препятствий иностранцам: девушки гуляют в коротких платьях, а мужчины в шортах. В 1985 году в Дубае создана авиакомпания «Эмирейтс», ставшая крупнейшим перевозчиком, — её самолёты летают и в Непал, и в Танзанию, и в Австралию, и в Аргентину. Вдумайтесь: компания крохотного эмирата доставляет пассажиров по всему миру, хотя это могли бы делать российские перевозчики, ведь наша страна географически расположена удобнее всех.
Что тут сказать? Доходы от нефти составляют в Дубае лишь 3% ВВП: у нас ошибочно считают его нефтяным эмиратом. А вот прибыль от туризма — 14%: почти четверть всех иностранных инвесторов ОАЭ вкладывают деньги в услуги для туристов. Дубай — отличная иллюстрация, как можно превратить песок пустыни в золото с помощью заграничных гостей.
У Москвы и других городов России ситуация ещё лучше — нам не надо ничего строить на пустом месте, в стране масса готовых достопримечательностей. Следует только улучшить сервис, построить дешёвые гостиницы, провести рекламную кампанию.
Увы, почему-то мы этого не делаем.
Источник: Аргументы и Факты online