Надо ли России прощать должников?
Рубрика: Экономика и финансы
Впрочем, от богатой нефтью Венесуэлы Россия ещё надеется получить своё. А вот Киргизии недавно просто списали 240 млн долл. (см. «АиФ» № 21). Мы прощали миллиарды Кубе, Монголии, Афганистану... Не надо ли быть осмотрительнее в выборе заёмщиков? Ведь и у нас лишних денег ...
Впрочем, от богатой нефтью Венесуэлы Россия ещё надеется получить своё.
А вот Киргизии недавно просто списали 240 млн долл. (см. «АиФ» № 21). Мы прощали миллиарды Кубе, Монголии, Афганистану...
Не надо ли быть осмотрительнее в выборе заёмщиков? Ведь и у нас лишних денег нет.
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Каждый раз, когда мы даём в долг какой-то стране, надо взвешивать риски и выгоды. Что касается Венесуэлы, там работают наши нефтедобытчики, причём на очень хороших условиях. Венесуэльские власти рассматривают РФ в качестве значимого партнёра.
Наши стратегические бомбардировщики летали туда с «дружественным визитом». Если мы вдруг начнём закручивать гайки, требовать деньги любой ценой - есть риск, что наши компании из Венесуэлы попросят убраться. Мы лишимся политического союзника (Венесуэла - одна из 11 стран, которые при голосовании в ООН фактически признали Крым российским). И в итоге потеряем намного больше, чем сейчас, когда соглашаемся на отсрочку выплат.
С другой стороны, прощение долга Киргизии вызывает вопросы. Потенциально это очень небедная страна, которая способна контролировать всю гидроэнергетику в Центральной Азии. И если с той же Кубы нам, кроме сахара, взять особо нечего, то у Киргизии неплохие перспективы. Да и в целом сомневаюсь, что наши пенсионеры и бюджетники готовы туже затянуть пояса, чтобы подарить кому-то миллиарды долларов.
Тем более что своим гражданам в России долги обычно не прощают - ни налоговые, ни коммунальные.
Стоит присмотреться к опыту Китая. Он кредитует другие государства очень неохотно и на очень жёстких условиях. Китайские кредиты обычно связанные, то есть они даются под поставки китайских же товаров. В любом случае вопросы финансирования чужих государств стоит обсуждать публично, скажем, на парламентских слушаниях.
Налогоплательщики вправе знать, кому и зачем из их кармана выплачиваются (или тем более прощаются) гигантские суммы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: Аргументы и Факты online