Как там наши в Ле Бурже? Во Франции продолжается авиасалон Paris Air Show
Рубрика: Экономика и финансы
В Париже жуткая жара — во вторник было 36 в тени. Но несмотря ни на духоту, ни на то, что первые дни авиасалон открыт только для специалистов, народу полно. Причем по традиции авиасалонов здесь правило хорошего тона — строгий темный костюм и галстук. Потеют, но терпят. В ...
В Париже жуткая жара — во вторник было 36 в тени.
Но несмотря ни на духоту, ни на то, что первые дни авиасалон открыт только для специалистов, народу полно. Причем по традиции авиасалонов здесь правило хорошего тона — строгий темный костюм и галстук. Потеют, но терпят. В том числе и прилетевшие из холодной России.
Как там наши?
Этот вопрос в эти дни мне не раз задавали друзья и коллеги из Москвы.
Если вкратце — ситуация такая. Численность российской делегации — 250 человек, не больше и не меньше, чем в прошлые годы. Здесь и конструкторы, и специалисты, отслеживающие новинки конкурентов, и военные, и журналисты, и те, кто отвечает на вопросы посетителей на стендах, и проч. Многие прилетели не на неделю, как раньше, когда оставалось время ещё и на Лувр с Монмартром, а на 3-4 дня — похоже, настало время экономии.
Возглавляет делегацию глава ФСВТС Дмитрий Шугаев, из других ВИПов — руководители Рособоронэкспорта Александр Михеев, ОАК Юрий Слюсарь, корпорации «Иркут» Олег Демченко и «Вертолетов России» Андрей Богинский. Ещё выделяется бывший министр обороны Анатолий Сердюков в темной бейсболке, теперь работающий в Ростехе, — в прежние годы его здесь не видели. Ни в бейсболке, ни без.
В прошлый раз в Ле Бурже прилетал министр обороны Сергей Шойгу, в этом году салон, похоже, не показался ему интересным.
Свою продукцию здесь представляют три десятка компаний. Они привезли 190 образцов авиатехники и вооружений.
«Живьём» присутствует 1 наш самолёт — «Суперджет» мексиканской авиакомпании «Интерджет», прилетевший сюда из центра кастомизации в Венеции. В демонстрационных полётах он участия не принимает.
Остальные российские самолёты-вертолёты и вооружения демонстрируются в виде макетов. Тому есть несколько причин. Во-первых, судя по всему, наши не поверили заверениям французов, что те ни под каким предлогом не арестуют российские самолёты, решив, что береженого Бог бережёт.
Во-вторых, через месяц у нас свой авиасалон — МАКС, и все лучшее будет показано там. В-третьих, устраивать красочное шоу тех же «Русских витязей» в одной из ключевых стран НАТО в нынешней международной обстановке сочтено нецелесообразным. Да и деньги опять же начали считать.
Президент Франции Макрон, приехавший на авиасалон в первый день, на наши стенды не зашёл. Впрочем, его особо и не ждали.
Что мы продаём?
ОАК впервые выставила всю линейку своих перспективных гражданских самолётов — для полетов на короткие расстояния предлагается Ил-114 (50-60 пассажиров, дальность полёта — до 1 тыс км), чуть дальше — Суперджет (95-120 мест, 3 тыс км), на средние дистанции — МС-21 (163-211 мест, до 6,5 тыс км) и дальнемагистральный российско-китайский самолет с ласкающим ухо названием ШФДМС (250-300 мест, до 12 тыс км). Из них в эксплуатации пока находится только «Суперджет», первый полет которого состоялся в 2008 г. Сегодня летают 98 самолетов этой марки. Переодевшись в лётную форму, корреспондент «Комсомолки» Виктор Баранец разыграл двух посетителей, предложив им купить «Суперджет».
Те поначалу даже поверили.
А если серьёзно, то в Ле Бурже обсуждаются варианты поставок ещё 10 «Суперджетов» мексиканцам (той же авиакомпании «Интерджет»), 12 — словенцам (авиакомпания «Адрия») и 10 — китайцам. Есть и другие интересанты.
Не жалуется на недостаток внимания к своей персоне и «крестный отец» МС-21 Олег Демченко. Сам самолёт с его интригующим «чёрным крылом» под номером 001 в день открытия салона совершил в Иркутске свой 4-й полет, во время которого он впервые убрал и выпустил шасси. Пока все идёт успешно, но, по сведениям АиФ, на ближайшем МАКСе МС-21 ещё не покажут — надо закончить заводские испытания, а это 30-40 полетов.
Как выразился Демченко, «самолёт это как ребёнок, сейчас он только пошёл в детский сад. Впереди школа, а наша задача — подготовить его к большой, взрослой жизни». На салон «Иркут» привёз кабину-тренажёр для пилотов МС-21, и она привлекает внимание специалистов. Вообще же наши, рекламируя этот самолёт, особый упор делают на повышенный комфорт для пассажиров, даже название МС-21 («Магистральный самолёт ХХI века) теперь расшифровывают для иностранцев как Maximum comfort.
Предлагается ещё и целая линейка вертолетов, и средства ПВО, но в целом я бы сказал, что это не наш праздник. Натурные образцы обещают выставить на МАКСе-2017 в июле в Жуковском (авиация) и на военной выставке «Армия-2017» в августе в Кубинке (вооружения и военная техника). Там же будет объявлено и о новых контрактах.
Что показывают они?
Никаких сенсационных новинок на этот раз в Ле Бурже нет. Как обычно, салон стал местом противостояния двух гигантов — Airbus и Boeing.
Внимание посетителей привлекли полеты самого большого самолёта в мире — A-380, способного взять на борт 933 пассажира. Из других самолётов европейского концерна отмечу A-321 neo, поставки которого начались в этом году, и А-350-100, который должен стать конкурентом Boeing 777-300ER и Boeing 777Х-9. Из американских можно выделить претендующего на звание «самый быстропродаваемый самолёт в мире» Boeing — 737МАХ (он поднялся в небо только в апреле) и Boeing-787-10 Dreamliner. Из военной техники — первый американский самолет-невидимку, который появился в Ле Бурже за 20 лет, — F-35А.
Это самое дорогое оружие в истории — его цена $100 млн.
Интересны также японский конкурент «Супреджета» — Mitsubishi regional jet, первая поставка которого ожидается в середине 2020 года, и бразильский Embraer Е-195-Е2.
Толпятся посетители и у электрического летательного аппарата Surefly octocopter с четырьмя винтами, цена которого, как ожидается, не превысит $200 тыс. Это чудо техники рассчитано на перевозку двух пассажиров на расстояние до 100 км и предлагается для преодоления пробок. Собственно, конструктор и изобрел его, когда стоял в пробке. Мы заглянули в кабину — там только экран размером с планшет и джойстик.
Проще только телега.
Ну и в заключение стоит отметить, что на этом авиасалоне не ожидается особых прорывов и рекордных сумм — конкуренция на мировом рынке авиатехники все жёстче и продавать самолёты и вертолёты все труднее.
Источник: Аргументы и Факты online