Отпустить тормоза. 5 экономических «привычек», мешающих России развиваться

Отпустить тормоза. 5 экономических «привычек», мешающих России развиваться
28 июля 2017

Рубрика: Бизнес и деньги

Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян:1. Сокращать дефицит бюджетаДефицит в размере 3% ВВП в 2016 г. — это 2,6 трлн руб., а в 2020 г. — 3 трлн руб. Это безопасный рубеж дефицита, который признан в Евросоюзе и поддерживается большинством других ...


Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян:

1.

Сокращать дефицит бюджета

Дефицит в размере 3% ВВП в 2016 г. — это 2,6 трлн руб., а в 2020 г. — 3 трлн руб. Это безопасный рубеж дефицита, который признан в Евросоюзе и поддерживается большинством других стран.

Сокращая его, мы добровольно отказываемся от триллионов рублей, которые нужны для финансирования экономического роста. Этот безопасный уровень дефицита пытаются снизить за счёт использования средств Резервного фонда — вместо того чтобы перевести эти средства через ЦБ, ВЭБ, госбанки в инвестиционные кредиты для финансирования экономики.

2. Не использовать резервы

Огромные международные золотовалютные резервы нужно направить на финансирование экономического роста.

Этих резервов у России — 400 млрд долл. Они превосходят такие же резервы США, Великобритании, Германии и всех других развитых стран (кроме Японии). Из них для гарантии финансовой безопасности государства достаточно оставить 250-300 млрд долл. А 100-150 млрд можно было бы использовать для дополнительного финансирования экономики на окупаемой возмездной основе.

Такая прибавка в 2010-2016 гг. составила бы 30-50% годовых инвестиций и увеличила бы наши темпы роста за эти годы с 9% ВВП до 20-25%. Вместе с деньгами, полученными от сохранения дефицита бюджета, это предотвратило бы остановку экономического роста (стагнацию) и его падение (рецессию) в 2013-2017 гг.

3.

Не брать кредиты

Экономика России могла бы расти по 4% в год, если бы государство ежегодно стало занимать по 20-30 млрд долл. на внешнем рынке. Это увеличило бы инвестиции в основной и человеческий капитал на 4-7% в год. А рост в 4% — это дополнительно по 3,5 трлн руб.

в год, которые могли бы заметно поднять благосостояние семей, снизившееся в годы рецессии на 10-15%.

Внешние долги российского государства минимальны — 3% ВВП. А с внутренними долгами — 15%. Для сравнения: госдолг у западноевропейских стран — 90%, в США — 110%, в Китае и Японии (вместе с внутренним долгом) — 200%. До введения санкций со стороны США и ЕС в 2014 г.

внешнеэкономический долг РФ, включая корпоративные долги, превышал 730 млрд долл., что доходило до 50% ВВП, и государство, возможно, «боялось» занимать. Предполагалось, вероятно, что придётся помогать крупным корпорациям выплачивать их долги, превышающие весь госдолг. Но ограничения в доступе на мировой финансовый рынок привели к тому, что нам пришлось возвращать эти долги без перекредитовки и продления. Долг сократился до 530 млрд долл., и это сняло значительные риски и с государства.

4.

Давать деньги безвозмездно

Неразумно предоставлять министерствам и регионам средства напрямую, без участия банков, безвозмездно, не требуя окупаемости, с крупными авансовыми платежами. Последствия выявляет Счётная палата: средства используются нецелевым образом (их накопилось 3 трлн руб.), часть финансируемых проектов не вводится, растёт коррупция.

Расходы федерального бюджета в размере 2 трлн руб. можно было бы перевести в банковское кредитование. Это предотвратило бы сокращение расходов бюджета (с 16,4 трлн руб.

в 2016 г. до 15,5 трлн руб., намеченных на 2017 г. и далее), которое тянет экономику вниз.

По всем проектам, приносящим доход (по национальной экономике, жилищно-коммунальному хозяйству, отдельным социально-культурным мероприятиям), безвозвратное финансирование нужно заменить инвестиционными кредитами. Их с низкой процентной ставкой (от 3 до 5%) могут выдавать прежде всего госбанки.

Сроки кредитования — от 5 лет на быстроокупаемые проекты, до 25 лет на сложные инфраструктурные проекты, например на автотрассы или скоростные железные дороги. Дотация ставок, естественно, оплачивается бюджетом, на что уйдёт 150-200 млрд руб. А средств высвободится в 1015 раз больше.

5.

Не брать с богатых больше налогов

Результаты этой негласной, но фактически осуществляемой догмы — чрезмерная разница в доходах и потреблении богатых и бедных в России. Среднедушевой доход 10% богатых в 2016 г. составил 93 тыс. руб.

в месяц, а 20% богатых — 72 тыс. руб. в месяц. Это превышает такой доход у бедных соответственно в 15,7 раза (6 тыс.

руб.) и 8,9 раза (8 тыс. руб.). Из 125 стран в рейтинге ООН по этому социальному неравенству Россия занимает 78-е место. Вопиющий разрыв в доходах — причина огромного количества бедных (их 22 млн), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Можно было бы ввести ступенчатый прогрессивный налог до 25-30% при сверхвысоких доходах, налог на дорогую недвижимость — до 1% её цены, акцизы на товары и услуги для богатых, недоступные среднему классу, и др.

* * *

Подобные догмы не отягощают экономику других развитых и развивающихся стран. В перспективе они всё больше будут препятствовать социально-экономическому развитию России. Пора и нам от них избавиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: Аргументы и Факты online



А вы готовы платить больше налогов ради врачей и учителей?
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:— Таких щедрых в Соединённом Королевстве насчитали 56%. А много ли у нас наберётся тех, кто готов пожертвовать частью своих доходов ради бюджетников? В марте этого года ВЦИОМ задал жителям России схожий вопрос. ...
Си Цзиньпин: к 2020 году в КНР будет «общество средней зажиточности»
Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что к 2020 году страна полностью построит «общество средней зажиточности», сообщает китайское государственное новостное агентство Xinhua. Об этом глава республики сказал сегодня, 27 июля, на рабочем семинаре руководителей провинциального ...
Германия сочла ненадежными проекты, связанные с Nord Stream 2
Федеральное сетевое агентство Германии считает, что проекты, связанные с Nord Stream 2, слишком ненадежны и не рекомендует включать их в перспективный план, передает ТАСС. В ведомстве пояснили, что следует включать проекты в план после того, как будут получены разрешения ...
Почему в России такие маленькие пенсии?
Ярослав Нилов, председатель Комитета ГД РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов:— Когда видишь подобные рейтинги, возникает вопрос: справедливо ли такое положение дел в отношении людей, которые всю жизнь проработали на благо государства? Сегодняшние пенсионеры — это те, ...