Сказка о потерянных предприятиях Украины

Сказка о потерянных предприятиях Украины
3 августа 2017

Рубрика: Бизнес и деньги

Очередная новость из Украины, не блещущая своей оригинальностью: на фоне войны и кризиса премьер-министр Гройсман обещает рост экономики в 5% ежегодно. Конечно же, в случае проведения реформ: пенсионной, в сфере образования и здравоохранения. Это чтобы было сразу понятно: ...


Очередная новость из Украины, не блещущая своей оригинальностью: на фоне войны и кризиса премьер-министр Гройсман обещает рост экономики в 5% ежегодно.

Конечно же, в случае проведения реформ: пенсионной, в сфере образования и здравоохранения. Это чтобы было сразу понятно: «планы были замечательные, но враги помешали их осуществить», а потому и роста нет.

Оптимистическому заявлению Гройсмана предшествовала не менее привычная новость: ликвидировано очередное крупное государственное предприятие, гордость и слава Советского Союза. На этот раз — государственный авиастроительный концерн «Антонов». И пусть украинские пропагандисты уверяют, что «Антонов» не ликвидирован, а всего лишь был перерегистрирован, да ещё 31 марта 2015 года, а сейчас провели формальную ликвидацию юридического лица по причине отсутствия в нём участников.

Да, более двух лет «Антонов» входит в состав «Укроборонпрома». Всё бы ничего, но за это время ни новое юридическое лицо, ни старое не занималось основной своей деятельностью: производством самолётов. За 2016 год не было выпущено ни одного, в 2015 — целых два (по одному Ан-148 и Ан-158) из старых комплектов деталей российского производства.

В ту же топку «Укроборонпрома» были отправлены и другие авиационные предприятия. Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и Завод № 410 гражданской авиации.

С новыми самолётами проблема: восстанавливают старые, изображают новизну, модернизируя советское наследие. Весь этот процесс принято сопровождать легендами о «большой заинтересованности в украинском авиапроме со стороны зарубежных партнёров». Итог — в серийное производство не запущена ни одна из моделей «Антонова». Перспектив на дальнейшее производство своими силами — абсолютный ноль.

И всё же заинтересованность в «Антонове» действительно есть.

Но специфическая. Зачем покупать импортную высокотехнологичную продукцию с большой долей добавленной стоимости, если можно купить специалистов, её производящих, и выпускать уже свою? Вероятно, так решили в Китае и принялись строить производственный комплекс «Луянху» и городок примерно на 2 тысячи жителей для бывших сотрудников украинского ГП «Антонов» и членов их семей.

Научно-технической трансплантологии подвергаются и другие украинские предприятия. Например, не менее известные, чем «Антонов», КБ «Южное» и «Южмаш»: их специалистов также рады видеть в Китае.

Предположительно они станут соседями «антоновцев» в «Луянху». Они уже принимают участие в разработке двигателей для китайских ракет семейства Long March. «Антоновцы» и «южмашевцы» получали приглашения и из России. Первое предложение перебраться в Воронеж всем предприятием вместе с сотрудниками «Антонов» получал ещё в 2011 году.

Затем — в 2014, что можно назвать естественной реакцией со стороны РФ на Майдан. Также был вариант переезда «Южмаша» в Подмосковье. Однако полного переезда не случилось, как поговаривают в России, из соображений долгосрочного планирования: ведь рано или поздно война на Украине и разруха в головах закончатся, и придётся восстанавливать промышленность. Задача оставшихся дома специалистов в том, чтобы хотя бы законсервировать и сохранить то, что ещё можно сохранить.

Тем временем в правительстве Украины с гордостью заявляют, что «Южмаш» скоро перейдёт на трёхдневную рабочую неделю. Нет, рабочее время не сокращается, наоборот, растёт. В последнее время приходилось работать по одному дню в неделю с соответствующим заработком. Спасительным для «Южмаша» стал контракт на производство и поставку 12 ракет-носителей серии «Зенит», подписанный 28 апреля 2017 года с компанией с российским капиталом S7 Sea Launch Limited.

Неоригинальная судьба и у известного запорожского предприятия «Мотор-Сич»: выживает за счёт сотрудничества с российскими предприятиями, невзирая на официальные запреты Киева.

Это сотрудничество предприятию выходит боком: такое поведение сейчас на Украине не прощается. Инженер-электротехник по образованию и генпрокурор по месту работы Юрий Луценко обвинил должностные лица предприятия в хищении государственных средств, в связи с чем 20 июля этого года там были проведены обыски. Руководство «Мотор-Сичи» заявило, что будет судиться с Генпрокуратурой, что в любом случае не способствует стабильной работе предприятия.

Схожая история у николаевских судостроительных заводов: Черноморского судостроительного завода, ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и завода «Океан».

В лучшие времена на этих трёх предприятиях трудилось до 50 тыс. человек. Спустя полтора года после Майдана суммарно насчитывалось примерно 1700 сотрудников. Опытные и трудоспособные специалисты разъехались в традиционных направлениях: в Китай и Россию.

Ранее сотрудники ещё одного николаевского предприятия, — госкорпорации «Зоря-машпроект» — специализирующегося на выпуске двигателей для кораблей, трезво оценивая перспективы своего завода после отказа руководства обслуживать российские заказы (а других заказов у завода не было), приняли решение обратиться к вице-премьеру российского правительства Дмитрию Рогозину с просьбой о помощи в трудоустройстве на предприятиях схожего профиля в России. Просьба была удовлетворена, и теперь украинские специалисты участвуют в создании силовых установок для российских боевых кораблей.

Параллельно с «утечкой» мозгов и рук на Украине идёт борьба и с работающими государственными предприятиями. Их уничтожают как класс, объявляя источником коррупции и убытков.

Под очередную волну приватизации попадают многие оставшиеся высокотехнологичные производства и научно-исследовательские институты, создающие новые технологии, которые государство отказывается поддерживать. Всего из 3444 имеющихся сегодня на Украине госпредприятий в течение 2017-2020 годов должно быть продано 893. Среди них, например, «Турбоатом». Это уникальное предприятие, которое даже в условиях кризиса увеличивает прибыль, единственный на Украине производитель турбинного оборудования для гидро-, тепловых и атомных электростанций.

Более трети его продукции идёт на экспорт. По состоянию на 1 июля этого года на нём трудится более 3,5 тыс. человек. Как показывает практика, после приватизации подобные предприятия «перепрофилируются», т.

е. прекращают выпуск высокотехнологичной продукции, сокращают количество рабочих мест. Только за первый год после Майдана Украину покинули 4 тыс. специалистов-ядерщиков.

Из них примерно 2,5 тыс. уехали в Россию, остальные — в Китай, Турцию, Европу, США и другие страны.

Список ликвидируемых предприятий Украины можно продолжать ещё долго... Глядя на него и на цифры по оттоку наиболее квалифицированных специалистов, всё больше убеждаешься, что нынешняя украинская «власть» — наёмные экономические убийцы, умышленно, по заказу и ради личной выгоды уничтожающие государство.

По итогам 2016 года в сравнении с домайданным 2013 ВВП страны сократился почти на 50%, население, по косвенным показателям, — на 10-13 миллионов. Уничтожаются целые отрасли, восстановить которые будет крайне затруднительно, если это в принципе возможно. В первую очередь — из-за разрыва экономических связей с Россией. И в конечном итоге восстановление Украины из «аграрной супердержавы» в нормальное современное промышленно развитое государство не сможет осуществиться без участия России: в отличие от Запада Россия заинтересована в мире и стабильности на своих границах.

Иначе Украина превратится в набор феодальных территорий с суммарным населением в 10-15 млн человек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: Аргументы и Факты online



Что такое наследственные фонды и опасны ли они для наследников?
В России создан институт наследственных фондов, который изменит порядок управления имуществом, бизнесом и капиталом после смерти наследодателя.Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации». ...
Спасёт ли местные авиалинии Ил-114?
В прошлом году решили возобновить производство самолёта Ил-114-300 для местных авиалиний. Есть ли у него перспектива?А. Шойхерт, БарнаулОтвечает вице-президент ПАО «ОАК» по гражданской авиации Владислав Масалов:- Сегодня платформа самолёта Ил-114 наиболее ...
Замы по коррупции. Почему вице-губернаторы часто «попадают под раздачу»?
Мы привыкли к громким арестам губернаторов: на слуху дела против бывших руководителей Сахалина, Коми, Марий Эл, Удмуртии и Кировской обл. На этом фоне задержаниями вторых лиц регионов, казалось бы, трудно удивить. Но эти расследования тоже чрезвычайно важны.- Вице-губернаторы ...
«Гигиенический» стафилоккок и плесень. Результаты исследования прокладок
Предполагается, что средства личной гигиены должны защищать от внешних загрязнений, препятствовать развитию бактерий и вообще быть максимально полезными для женщины. Но, как показало исследование женских прокладок Роскачеством, это далеко не так.Личные помощникиРоссийская ...