Автобусы против легковушек
Рубрика: Экономика и финансы
Столичный общественный транспорт всегда будет объектом критики москвичей – уж слишком у него нелегкая и неблагодарная работа. Однако в последнее время к привычной критике все чаще примешиваются новые тона: приятное удивление и даже одобрение. Горожане стали чаще ...
Столичный общественный транспорт всегда будет объектом критики москвичей – уж слишком у него нелегкая и неблагодарная работа. Однако в последнее время к привычной критике все чаще примешиваются новые тона: приятное удивление и даже одобрение. Горожане стали чаще пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт.
Эксперты сходятся в оценках: городской транспорт стал работать намного лучше, и его стало объективно больше. Заметно активизировалось строительство метро: за два года открыты четыре новые станции, до 2016 г. планируется сдать в эксплуатацию еще более десяти. Появятся дополнительные пересадочные контуры, подземка начнет осваивать "новую Москву", причем развитие транспорта будет носить не догоняющий, а опережающий характер. То есть, сначала инфраструктура, а уж потом – новое жилье и рабочие места. На помощь перегруженной Кольцевой линии метрополитена придет Малое кольцо железной дороги: по нему пустят пассажирские электрички уникальной трехдверной конструкции (правда, сроки реализации этого проекта уже не раз переносились: Малое кольцо до сих пор не электрифицировано). Будет расширяться сеть пригородных поездов: в границах Московского железнодорожного узла планируется проложить 60 новых маршрутов электричек. Развивается система ТПУ – транспортно-пересадочных узлов.
Оживилось и дорожное строительство: сейчас идет реконструкция отдельных участков семи вылетных магистралей, планируется реконструировать все 19 имеющихся. За пять лет в "старой" и "новой" Москве планируется построить более 300 км дорог. Реконструкция дорог вкупе с выделением полос для общественного транспорта, как ожидается, увеличит их пропускную способность на 25%. Уже сейчас "выделенки" обеспечивают автобусам и троллейбусам более-менее сносное движение в условиях пробок: в среднем 22 км/ч при средней скорости движения общественного транспорта 17 км/ч. Правда, не всегда и не везде. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за год функционирования спецполос для общественного транспорта в Москве было зафиксировано около 318 тысяч нарушений, связанных с выездом на эти полосы машин, не имеющих на то права. Такие "выезды" в условиях пробки способны застопорить и спецполосу. Возможно, этих нарушений станет меньше и всем будет удобнее, если "выделенку" перенесут в среднюю часть дороги – такой вариант уже рассматривается московскими стратегами дорожного движения. Пока наиболее успешным элементом столичного транспортного проекта являются так называемые "полуэкспрессы" – автобусы 900-х маршрутов, связывающие окраины столицы с ее центром. В часы пик это наиболее быстрый вид транспорта: опережают даже метро!
Общественный транспорт становится не только быстрым, но и комфортабельным. Так, в прошлом году город закупил 2 тысячи новых низкопольных автобусов, некоторые их которых даже оборудованы кондиционером. В ближайшие два года парк автобусов будет обновлен полностью, парк троллейбусов – на три четверти. В перспективе на улицах Москвы появятся низкопольные скоростные трамваи, комфортабельные троллейбусы с теплосберегающими стеклами и креслами с подлокотниками. А остановки будут оборудованы табло с указанием расчетного время прибытия ближайших автобусов и троллейбусов (весьма полезное новшество для тех случаев, когда нужно срочно решить: ждать или не ждать).
И, наконец, о том, сколько будет стоить удовольствие покататься на чуде техники под названием "общественный транспорт города Москвы". Проезд в нем, как известно, не дорожал уже почти два года. Сергей Собянин пообещал, что и в следующем году власти столицы постараются "по возможности" удержать рост тарифов, сокращая издержки. Помогут в этом и... "зайцы": за год с 1 июля 2011 г. (когда штраф за безбилетный проезд был увеличен до тысячи рублей) общая сумма штрафов в городском общественном транспорте превысила 70 млн рублей.
Скорее всего, рост стоимости проезда в общественном транспорте в 2013 г. окажется в пределах индекса инфляции. Но это в среднем. Как сообщил недавно заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, будет существенно дифференцироваться цена одноразовых и многоразовых билетов: первые могут значительно подорожать, тогда как вторые – лишь немножко. Планируется также ввести единый билет для всех видов общественного транспорта: один раз заплатил, и катайся целый день. В общем, в транспорте нас ждет разнообразие тарифных планов, почти как у операторов сотовой связи.
Согласно недавнему исследованию PwC, Москва вошла в десятку лучших городов мира по ряду показателей, в том числе по расходам на развитие общественного транспорта (8 место) и по охвату города транспортной сетью (9 место). И все же об эффективности политики мэрии в сфере общественного транспорта лучше всего свидетельствовала бы массовая пересадка автолюбителей на общественный транспорт. Судя по не уменьшающимся пробкам, ее пока не произошло. Тем не менее, такая тенденция уже обозначилась: в 2011 г., когда началась активная фаза борьбы с пробками, пассажиропоток в общественном транспорт увеличился на 100 миллионов человек (ранее таких темпов не наблюдалось). В этом году ожидается его увеличение еще на 120 миллионов человек. Дальнейшему росту популярности автобусов и метро будет способствовать грядущее введение платной парковки в черте Бульварного кольца.
Источник: YTPO.ru