Россия вырвалась из цепких объятий Китая
Рубрика: Экономика и финансы
На днях в торжественной обстановке был дан старт второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО-2) – 2000-километровой трубы от узлового пункта Сковородино в Амурской области до нефтяного порта Козьмино в Приморском крае. Крупнейшая ...
На днях в торжественной обстановке был дан старт второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО-2) – 2000-километровой трубы от узлового пункта Сковородино в Амурской области до нефтяного порта Козьмино в Приморском крае. Крупнейшая в мире трубопроводная компания ОАО "АК "Транснефть" обзавелась еще одним важным выходом на мировой рынок.
Первая очередь ВСТО – от Тайшета до Сковородино – была введена в строй ровно три года назад. Она была предназначена для поставки нефти в Китай и, по сути, представляла собой несколько измененный проект нефтепровода "Ангарск-Дацин", который пытался построить "ЮКОС" более десяти лет назад. Тогда у него ничего не вышло: планы концерна не соответствовали "генеральной линии". Проект ВСТО отличался тем, что изначально не предполагал замыкания нефтяной трубы на единственного потребителя – Китай. Конечно, когда стройка только начиналась, были опасения, что ответвление в Китай от Сковородино станет в итоге основной веткой и другие расти не будут. Во-первых, дорого (ВСТО-2 в итоге обошелся в 28 млрд руб.), во-вторых, непонятно зачем: ведь Китай представляет собой самый перспективный в мире рынок нефти. Туда можно было бы "влить" всю нефть, которую способен перекачивать ВСТО, – до 80 млн т в год. И Пекин намекал, что он именно этого и хочет.
Однако такая логика не устраивала российскую сторону: нужен был доступ к альтернативным покупателям нефти, чтобы не оказаться в зависимости от одного, очень мощного и влиятельного потребителя. К тому же известно, насколько жестко торгуются китайцы: на фоне возможных нефтяных конфликтов с КНР "газовые войны" с Украиной показались бы детскими шалостями. Поэтому дополнительные затраты были вполне оправданны со стратегической точки зрения. И вот, ВСТО "дотек" до Тихого океана.
Впрочем, труба сдана в эксплуатацию только сейчас, а сам маршрут ВСТО-2 действует уже три года – столько же, сколько и ответвление в Китай. Дело в том, что нефтяной терминал в Козьмино был введен в строй еще в 2009 г., но нефть к нему до сих пор поставлялась по железной дороге. Это было своего рода анонсом перед выходом большой российской нефти на тихоокеанский рынок. В уходящем году через Козьмино было экспортировано почти 16 млн т черного золота. Крупнейшим покупателем стала Япония (более 30% поставок); нефть шла также в США, Филиппины, Южную Корею, Индонезию, Сингапур, Тайвань и Малайзию.
Теперь объемы будут расти. Уже в 2013 г. по ВСТО-2, как рассчитывают в "Транснефти", будет экспортировано около 21 млн тонн. Дальше – больше: пропускная способность трубы составляет 30 млн т, а через некоторое время будет увеличена до 50 млн тонн. Не все будет идти на экспорт: часть нефти предназначается для внутренних потребителей (в частности, НПЗ в Приморье).
Сама нефть, которая поставляется по ВСТО, представляет собой новый, весьма качественный сорт – малосернистую смесь с месторождений Восточной и Центральной Сибири. Она уже получила название ESPO ("ВСТО"). Большие запасы и стабильное качество этого сорта, как полагают в "Транснефти", позволят ему стать одним из основных индикаторов расчета цен на мировом энергетическом рынке. Утверждается даже, что сорт "ВСТО" превосходит по качественным параметрам не только другие российские сорта, но и нефть из стран Персидского залива.
Новое трубное достижение России приветствовали игроки тихоокеанского нефтяного рынка. В то же время два ее ключевых энергетических партнера – Евросоюз и Китай – не на шутку встревожены. По совершенно понятным причинам: часть нефти, которая могла быть поставлена им, теперь пойдет мимо.
Евросоюз давно беспокоится по этому поводу – еще с тех пор, как началось строительство ВСТО-1. Тогда в Восточной Сибири нефть практически не добывалась, и в новую трубу Россия вынуждена была заливать сырье из западносибирских месторождений, а их ЕС давно считает своей сырьевой базой. Теперь ситуация с нефтедобычей в Сибири несколько улучшилась, но ЕС все равно беспокоится: ведь объемы российского нефтяного экспорта на восток существенно возрастут. В этой связи Еврокомиссия даже вызвала "на ковер" представителей "Транснефти": дескать, пусть представят свои расчеты, чтобы Европа убедилась, что ее не лишают российской нефти. В "Транснефти" Брюсселю тут же дали понять, что отчитываться перед ним не собираются. Но, если надо – могут устроить презентацию своей инвестиционной программы. Другого ответа и не следовало ожидать – это было наверняка понятно и Еврокомиссии. Просто у европейцев сдали нервы.
Тем временем свое беспокойство выразил и Пекин. Правда, в форме не ультиматума, а делового предложения. Как сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев, "Китай хочет получать 50 млн тонн российской нефти в год любым способом", включая запланированные поставки 10 млн т ежегодно на будущий нефтеперерабатывающий завод, который планируется построить в Китае совместно с "Роснефтью". В настоящее время "Транснефть" поставляет в Китай 15 млн т нефти в год в соответствии с 20-летним контрактом. Но аппетиты Поднебесной растут, и ей, конечно, обидно, что большая нефть из России потекла мимо. Впрочем, всегда остается возможность добывать ее в честной конкурентной борьбе – на выходе, то есть в порту Козьмино. Кстати, в этом году Китай "перехватил" там 4 млн тонн.
Источник: YTPO.ru