Дорогими авиабилетами заинтересовалось государство
Рубрика: Экономика и финансы
Счетная палата озаботилась ценовой политикой "Аэрофлота": она собирается проверить, как формируются тарифы крупнейшего национального перевозчика. "Хватит обманывать народ!" – воскликнул глава финансового ведомства Сергей Степашин, комментируя ...
Счетная палата озаботилась ценовой политикой "Аэрофлота": она собирается проверить, как формируются тарифы крупнейшего национального перевозчика. "Хватит обманывать народ!" – воскликнул глава финансового ведомства Сергей Степашин, комментируя данное намерение. И в качестве подтверждения своего праведного гнева привел неоправданно высокую, по его мнению, стоимость билетов названной авиакомпании по маршруту Москва – Сочи. В будущую столицу Олимпийских игр председателю Счетной палаты, судя по всему, приходится наведываться частенько. Ровно год назад он приводил тот же пример, заявляя о намерении просить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разобраться со стоимостью авиабилетов, как она это делает на бензиновом рынке.
ФАС на просьбу откликнулась, правда, не сразу. Лишь в середине осени глава службы Игорь Артемьев сообщил о планах провести масштабный мониторинг внутрироссийских авиатарифов, сравнив их с зарубежными аналогами. "Как можно было бы определять предельные цены: взять сопоставимые расстояния между городами в России и в мире, сопоставимые самолеты, сравнить существующие цены. И после этого мы увидим, что наши цены выше", – отметил он в своем выступлении на IV ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России". И тогда, по словам Артемьева, у ФАС будет полное право объявить авиакомпаниям о монопольно высокой цене и потребовать ее корректировки.
Тот факт, что цены на внутренние авиаперевозки в России больно кусаются, неоспорим, в том числе самими перевозчиками. Перемещение по воздуху в пределах страны выходит гораздо дороже, чем сопоставимый по дальности перелет над территорией других государств. И уж совсем парадоксально выглядит сравнение с международными маршрутами. Слетать из Москвы в Нью-Йорк можно за те же деньги (а порой и дешевле!), чем во Владивосток.
Но авиакомпании объясняют сей перекос сугубо рыночными факторами. Так, одинаковую стоимость внутренних и зарубежных перевозок можно списать на НДС в размере 18%, который не взимается на международных маршрутах. А высокие внутренние цены – следствие дороговизны керосина и аэропортовых услуг. Если авиапарк компании составляют изделия отечественного авиапрома, дороговизна билетов аргументируется прожорливостью "Тушек" и "Илов". Если же перевозчик летает на "Боингах" и "Аэробусах", он страдает от непомерных таможенных пошлин.
Определенная доля истины в подобных сетованиях есть. Недаром все попытки создать в России воздушный low cost пошли прахом, и перспективы выхода на наш рынок западных дискаунтеров специалисты пока оценивают скептически. Но вот что любопытно: пассажиры отмечают всплеск роста цен на билеты аккурат после осени 2011 г., когда прекратили свое существование сразу несколько бюджетных перевозчиков и уровень конкуренции резко снизился.
А недавно тот же "Аэрофлот" объявил о намерении попытать счастья в этой опустевшей нише. Похвально. Однако два года назад генеральный директор компании Виталий Савельев в беседе с читателями "Комсомольской правды" привел подробную расшифровку структуры цены билета. По его словам, в ней 29% – 30% составляют содержание воздушного парка, страхование, пошлины и т.д. Горюче-заправочные смеси, керосин – 24%, и еще 22% – аэропортовые сборы и навигационное обслуживание. 9% – содержание и обучение летного состава, от 5% до 6% – административные расходы, производственная деятельность, расходы, связанные с заработной платой. И, наконец, организация продаж, промоушен, сервис, услуги – 9%.
Итак, почти четверть цены составляют услуги аэропортов, альтернативы которым в России не существует. Так что эта статья минимизации расходов (одна из ключевых для классического low cost) сразу отпадает. Экономить на безопасности никак нельзя. Получается, что единственной возможностью для сокращения издержек остается последний пункт, составляющий в цене "традиционного" билета всего 9%. Ну, допустим, от административных расходов еще можно процент отщипнуть. Снизить тарифы на 10% и гордо назваться лоукостером? Это же смешно! Так за счет чего потенциальный дискаунтер "Аэрофлота" собирается урезать цену, если большая ее часть продиктована рыночными условиями, а не собственными аппетитами перевозчика?
Не удивительно, что слезам авиакомпаний потребители не верят. Да и власти давно проявляют повышенное внимание к проблеме ценообразования на рынке пассажирских авиаперевозок. Претензии Счетной палаты к "Аэрофлоту" – попытка надавить на всю отрасль. И Степашин этого не скрывает. "Мы запланировали проверку не просто "Аэрофлота", а вопрос формирования среды. Посмотрим конкурентную среду, почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Я думаю, такая серьезная проверка даст возможность нашим согражданам и руководству страны внимательно проанализировать стоимостную политику, в том числе в этой крупнейшей, кстати, хорошей компании, но должно быть понятие "цена – качество", – пояснил он. И пообещал, что проверка закончится к осени 2013 года.
Источник: YTPO.ru