Россиян закормят полезным фастфудом

Россиян закормят полезным фастфудом
1 апреля 2013

Рубрика: Экономика и финансы

Дух предпринимательства в России есть! Надо просто дать ему время проснуться, уверен Мераб Елашвили, президент Российской ассоциации франчайзинга и компании "Г.М.Р. Планета Гостеприимства" (развивает восемь ресторанных брендов, в том числе "Сбарро", ...


Дух предпринимательства в России есть! Надо просто дать ему время проснуться, уверен Мераб Елашвили, президент Российской ассоциации франчайзинга и компании "Г.М.Р. Планета Гостеприимства" (развивает восемь ресторанных брендов, в том числе "Сбарро", "Елки-Палки", "Восточный базар", Yamkee, "Маленькая Япония", "Баш-на-Баш", "Кофесто" и "Виаджио"). Бизнесмен и общественный деятель рассказал "Yтрy", что происходит сегодня на рынке быстрого питания и как франчайзинг может способствовать развитию российской экономики.

"Yтро": Как сегодня обстоят дела на российском рынке фастфуда?

Мераб Елашвили: Сейчас на рынке много западных компаний, и это говорит само за себя – раз инвесторы проявляют интерес, значит у рынка фастфуда есть перспективы. Открывают как франчайзинговые точки, так и корпоративные, развиваются новые бренды, которые в будущем тоже, думаю, будут трансформироваться в сетевые компании. Зона роста есть и еще долго будет – до насыщения рынка далеко. По крайней мере, степень развития этого бизнеса в России пока несравнима с тем, что можно видеть в Западной Европе или, скажем, в США. Однако в Санкт-Петербурге и, особенно, в Москве уже чувствуется конкуренция с точки зрения нехватки площадей. Это объясняется не столько объективными причинами, сколько тем, что новички готовы платить больше рыночной цены, чтобы закрепиться. Но такой подход не профессионален, нерентабелен и попросту неграмотен – это портит рынок и не ведет к успеху.

Думаю, в ближайшее время направление фастфуда продолжит активно развиваться, потому что темп жизни ускоряется, а это ведет к тому, что люди все чаще питаются не дома. Это устойчивая тенденция, поэтому наш сегмент – средний и ниже среднего, в том числе фастфуд, не очень пострадал даже в кризис. Можно сказать, что мы вошли в него последними, а вышли первыми. Если и был какой-то спад, то всего несколько месяцев.

В общественном сознании есть предубеждение против фастфуда – считается, что он вреден для здоровья.

Говорят, все, что вкусно, то вредно. А чем на самом деле предприятия фастфуда отличаются от ресторанов? Чем угодно, но не качеством продуктов. Отличие – в масштабах, в подходе, но у нас всегда свежие ингредиенты, ничего не готовят во фритюре. Если уж беспокоиться о полезной пище, то уместнее говорить не о фастфуде, а о том, что надо развивать российское сельское хозяйство, чтобы использовать натуральные и свежие продукты, а не везти обработанные консервантами издалека. Это, впрочем, касается и тех продуктов, из которых готовят дома.

Вы сказали, что в столичных городах рынок практически насыщен. Означает ли это, что более активно стали развиваться регионы? Какие концепции там особенно популярны?

Концепции – те же, что в столице, но в иных масштабах. Если, например, в Москве сегмент гамбургеров представлен тремя-четырьмя брендами, то в регионах – одним, и конкуренции просто нет. Но это ненадолго – в ближайшем будущем прогнозируют бурное развитие современных торговых центров, где, в основном, и располагается фастфуд. Поэтому, думаю, тем, кто только начинает бизнес, сегодня предпочтительнее делать акцент на регионы, потому что пока там ситуация лучше – реальные арендные ставки, меньше стоимость персонала. Платежеспособность у людей, конечно, тоже не такая, как в Москве, но ведь и Москва – не только для москвичей. В регионах пока реально запустить любой правильно разработанный проект. Что такое "правильно"? Если концепт работает – значит, он правильный.

Как часто, в среднем, люди посещают рестораны быстрого питания?

Люди вообще разные – кто-то раз в неделю заходит, а кто-то – почти каждый день. Но это, скорее, исключение. Если говорить о среднем показателе, ситуация в разных регионах отличается. Мы недавно провели исследование в 20 городах, где представлены наши марки, и, как ни странно, Москва не была в первых рядах по числу повторных посещений. Лидером стала Самара.

С точки зрения открытия нового заведения, что сегодня сделать проще в среднем российском городе – купить франшизу и работать по системе франчайзинга или открыть кафе под собственной маркой и заниматься его раскруткой?

Первый вариант, я думаю, более правильный и эффективный. Могу сказать так, основываясь, в том числе, и на собственном опыте – мы начинали с франчайзинга и лишь потом стали параллельно развивать собственные марки. Сотрудничество с международным брендом очень помогло: именно благодаря известной марке мы смогли открыться во многих торговых центрах. Франчайзинг дает множество преимуществ и уменьшает риски – технология ведь уже отработана на разных рынках. Хотя, конечно, от потери денег никто не застрахован, многие франчайзи банкротились или еще обанкротятся. Но если ты действительно хочешь работать, а не ждешь, что франчайзер станет работать за тебя, есть все шансы на успех.

Насколько вообще сегодня развит франчайзинг в России?

В развитых странах именно франчайзинговые проекты в различных отраслях экономики позволяют сформировать наиболее благоприятную среду для комфортного проживания населения. В России этого пока нельзя сказать даже о Москве, не то что о регионах. Но за последние три года Российская ассоциация франчайзинга проделала большую работу, мы вывели франчайзинг на другой уровень. Теперь уже его хотя бы не путают с мерчендайзингом. В прошлом году ассоциация стала официальной структурой по реализации мероприятий по развитию франчайзинга в программах поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ. К тому же, в общественной организации несырьевого бизнеса "Деловая Россия" был сформирован комитет по франчайзингу. В рамках Санкт-Петербургского экономического форума 2011 г. впервые прошла панельная секция "Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте". На этом форуме было подписано соглашение о присоединение РАФ к Черноморской ассоциации франчайзинга, что позволит российским компаниям рассчитывать на режим благоприятствования своим брендам в Болгарии, Турции, Румынии, Азербайджане и на Украине. Поэтому вполне закономерен тот факт, что в РАФ в последнее время стали активно обращаться зарубежные предприниматели с просьбами о помощи в поисках надежных партнеров-франчайзи. Вместе с тем Минэкономразвития в поддержку малого и среднего бизнеса сегодня субсидирует расходы франчайзи на паушальный взнос и открытие объекта.

Нашей ассоциации удалось наладить конструктивный диалог как с федеральной властью, так и с правительством Москвы. В этом плане показательным событием для рынка стал московский международный форум "Москва – территория франчайзинга", организованный нами совместно с департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, в котором приняли участие не только ведущие франчайзеры, представители бизнеса, банковской сферы и инвестиционных компаний, но также и чиновники из столичного правительства. Основной целью форума стала оценка потенциала франчайзинга для социально-экономического развития Москвы, выявление проблем, мешающих тиражированию успешного опыта и предложение конкретных мер, способствующих более динамичному распространению эффективных концепций.

Да, пока, если сравнить ситуацию с франчайзингом в России с другими странами – например, с Бразилией или Америкой, становится очевидным, что нам еще далеко до них. Скажем, в США 10% ВВП страны дает франчайзинговый бизнес. А у нас, по некоторым оценкам, порядка 1%. Но потенциал для развития есть – у многих пробуждается дух предпринимательства, с каждым годом интерес к направлению увеличивается. Я не считаю, что наш народ менее предприимчив, чем другие. Это просто вопрос времени.

А насколько эта бизнес-модель обеспечена законодательными нормами? Что необходимо добавить, изменить?

Нельзя сказать, чтобы она была не обеспечена вовсе, но, если говорить по существу, в законе даже не прописаны понятия "франчайзи", "франчайзера", есть только "концессия". Надо хотя бы ввести соответствующие термины. И я бы упростил многие регистрационные вопросы. Если раньше регистрация контракта по приобретению франшизы стоила 10 тысяч рублей, то в этом году ее цена резко выросла до 25 тысяч. Если последний год принес резкое увеличение количества зарегистрированных договоров от полутора – двух тысяч до семи, то такие непродуманные меры, как рост ставки, могут привести к тому, что все это уйдет в серый бизнес, люди просто перестанут регистрироваться. Поэтому наша ассоциация лоббирует отмену решения об увеличении стоимости регистрации. Мы уже провели несколько встреч с Роспатентом и с МЭРТ общались. Они признают, что произошла какая-то ошибка, повышение ставки слишком большое, и обещают разобраться.

Какие еще есть помехи и проблемы на пути развития франчайзинга?

У начинающих предпринимателей есть проблема с доступом к ресурсам для финансирования, хотя государство и дает гранты на открытие своего дела. У Сбербанка есть проект "Бизнес-старт" – начинающим предпринимателям по максимально упрощенной схеме дается кредит, но ставки нельзя назвать низкими. В этом направлении мы тоже сейчас работаем. И, конечно, не устаем пропагандировать франчайзинг, рассказываем, что так развивался весь западный мир. Такой путь позитивен не только для компании, но и для всей страны: благодаря заключению таких договоров создаются новые рабочие места, люди занимаются реальным делом, приносят пользу себе и своему окружению.

Любой бизнес можно развивать по франчайзингу или есть какие-то ограничения?

Все возможно. Главное – придумать правильную модель бизнеса и упаковать ее так, чтобы можно было масштабировать и зарабатывать деньги.

Какой минимум средств необходим для покупки франшизы? Какую именно франшизу на эти деньги можно купить?

Для того чтобы открыть, например, уличную палатку быстрого питания, достаточно $20 – 30 тысяч. А дальше пусть предприниматель двигается, крутится, открывает вторую палатку, затем двадцать вторую, потом переходит в более цивильный сегмент, более прогнозируемый. Потому что палатки – это не совсем стабильный бизнес: сегодня можно, а завтра нельзя. В принципе, сейчас и $300 тысяч "поднять" не трудно, было бы желание. Если одному тяжело, возьми партнера. Часть средств можно найти самому, часть взять в кредит. Сегодня достать деньги – это вообще не проблема. Главное – чтобы у человека глаза горели. Радует, что у нас растет очень активная молодежь, которая готова идти в бизнес.

В декабре вашей компании исполнилось 15 лет. С чем она подошла к юбилею?

У нас восемь брендов и более 300 ресторанов. В 2013 году запустим два новых бренда. Через пять лет (к 20-летию компании) я вижу две тысячи ресторанов. Это хорошая цифра, пока труднодостижимая для отечественного бизнеса. Если на американском рынке пять – семь тысяч точек – это норма, то российский максимум – пока лишь 400 – 500. А мы строим достаточно серьезную большую мультибрендовую компанию, начали диверсифицироваться внутри ресторанного направления. Есть два гостиничных проекта – хостелов и отелей экономкласса. В 2013 г. откроем первые заведения в обоих сегментах. Планируем выходить в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, в города-миллионники, а также некоторые исторические центры России. Но количество марок и точек – не самоцель. Главное – чтобы была правильная компания, хорошая команда. У нас, я считаю, команда очень хорошая, мы знаем, где находимся, чего хотим и куда идем. И, с Божьей помощью, у нас все получится.

Источник: YTPO.ru



В Москве появится четвертый аэропорт
В Москве до конца текущего года может появиться четвертый аэропорт. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в ближайшие месяцы, после чего федеральные власти приступят к выбору площадки. По мнению авиационных экспертов, в столице за последние годы ...
Украина стала голубым воришкой
Борьба Киева за газовую независимость от России приобретает все более скандальный характер. Реакцией на недавние заявления украинской стороны о начале поставок в страну газа из Европы обернулись гневной отповедью и обвинениями в мошенничестве со стороны "Газпрома". ...
Владимир Квинт: Погубит ли себя Россия?
Владимир Квинт, академик, иностранный член РАН, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Все трудности в России связаны с продолжающимся мировым финансовым кризисом. Такая мысль содержится во многих статьях в российской ...
На Кипре часть вкладов обменяют на акции
Кипр все-таки не собирается отказываться от налога на банковские депозиты. Как стало известно сегодня, крупным вкладчикам Bank of Cyprus часть их вкладов "обменяют на акции" самого банка. Как сообщает РИА "Новости", кипрский Центробанк решил ...