Медведев перевел страну в кризисный режим
Рубрика: Экономика и финансы
Состоявшаяся в понедельник расширенная коллегия Минфина ознаменовалась неожиданным признанием. Глава правительства наконец обратил внимание на то, что с начала года экономика демонстрирует резкое торможение. "ВВП по отношению к февралю 2012 года вырос практически ...
Состоявшаяся в понедельник расширенная коллегия Минфина ознаменовалась неожиданным признанием. Глава правительства наконец обратил внимание на то, что с начала года экономика демонстрирует резкое торможение. "ВВП по отношению к февралю 2012 года вырос практически на 0,1% против роста на 1,5% в январе, а в январе – феврале рост ВВП составил приблизительно 0,9%, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года", – констатировал Дмитрий Медведев.
По его словам, основные причины происходящего понятны: "Это снижение производства, к сожалению, низкая динамика строительства, розничной торговли, а также объема платных услуг, а также замедление общей инвестиционной деятельности". На экономику России негативно влияют трудности Евросоюза, рост мировых продовольственных цен и другие факторы.
"Все эти проблемы поставили в повестку дня вопрос о формировании новой модели роста – этот вопрос, конечно, стоит и перед нами", – резюмировал глава правительства. Ситуация требует серьезного анализа и, вполне вероятно, корректировки уже принятых решений. "Мы должны провести изменения в нашем промышленном развитии, но не так, как мы это делали в 30-е годы, а за счет массового внедрения инноваций и повышения качества жизни наших граждан", – пояснил Медведев. Однако при этом базовые условия государственных программ должны быть выполнены без привлечения дополнительного финансирования.
Из сказанного Медведевым становится очевидно, что находящийся в стадии подготовки проект бюджетной стратегии до 2030 г., по всей видимости, будет подвергнут изменениям, причем в весьма оперативном темпе. На выступление премьера сразу отреагировал глава Минфина Антон Силуанов, заявивший, что проект будет внесен в правительство уже через два месяца.
В марте правительство утвердило долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г., в котором предлагается три основных сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный, или целевой. Основополагающая разница между ними заключается в том, что требуемый президентом устойчивый экономический рост в 5% предполагает только наименее реалистичный форсированный сценарий. Минфин же готов остановится на промежуточном – инновационном сценарии, обеспечивающем 3,8 – 4% экономического роста.
"Мы считаем, что основываться на чересчур оптимистичном – форсированном варианте, значит создавать неустойчивую и опасную ситуацию для бюджета. Предлагается взять за основу инновационный вариант, однако всю разницу между доходами по сравнению с консервативным вариантом отнести на условно утвержденные расходы, которые будут распределяться между госпрограммами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам", – озвучил Силуанов позицию своего ведомства. По его словам, такой подход позволит формировать расходы с ежегодным их приростом на 8 – 9%, что, с одной стороны, обеспечит подушку безопасности для исполнения расходов в случае снижения цены на нефть до $60 – 80 за баррель, а с другой – позволит профинансировать имеющиеся обязательства в течение двух – трех лет. По сути, глава Минфина предлагает некий гибридный вариант, позволяющий гарантировать самые необходимые бюджетные расходы и в то же время формировать что-то наподобие бюджета развития.
Признание Медведевым устойчивого замедления экономического роста, по всей видимости, обернется постепенным переводом экономики страны в кризисный режим с оптимизацией текущих расходов. Однако во главу угла по-прежнему ставится тактика поддержания спроса за счет государственных средств, и в гораздо меньшей степени – экономия на крупных, но неэффективных расходах. Это означает, что государство будет пытаться поддерживать экономику за счет масштабных проектов (перевооружение армии, программа развития Дальневосточного региона), выступая в роли заказчика.
В определенных случаях такая тактика действительно приводит к успеху. Однако в российской ситуации она фактически обречена на провал, ввиду того, что на протяжении многих лет любые госпроекты остаются неэффективны, так как воспринимаются, преимущественно, как возможность распила бюджетных средств. В кризисной ситуации это приведет к тому, что государственные средства, призванные обеспечивать бизнес заказами, будут исчезать с еще большей скоростью, чем сейчас. И без всякой пользы для экономики.
Более обоснованной могла бы стать подготовка к кризису в виде сокращения неэффективных бюджетных расходов и создание нормальных институциональных условий для благополучного существования субъектов экономической деятельности. Что, к сожалению, в условиях действующей в стране экономической модели практически нереально.
Источник: YTPO.ru