Страна сырья. Почему Россия продаёт зерно и лес, а не муку и стулья?
Рубрика: Экономика и финансы
Чужой помол «Зерновики двумя руками за переработку зерна в России, - заверил Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. - Но беда в том, что наши продукты переработки не покупают. Во-первых, это мировой тренд. Страны стараются покупать зерно и перерабатывать ...
Чужой помол
«Зерновики двумя руками за переработку зерна в России, - заверил Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза.
- Но беда в том, что наши продукты переработки не покупают. Во-первых, это мировой тренд. Страны стараются покупать зерно и перерабатывать его на своей территории. Например, Узбекистан ещё 10 лет назад завозил свыше 1 млн тонн муки, а сегодня за счёт собственной переработки сократил покупки до 800 тыс.
тонн. Объёмы мирового рынка муки и мирового рынка одной только пшеницы несопоставимы: 12 млн против 140 млн тонн. Во-вторых, наша мука неконкурентоспособна по цене. Мы выходили на рынки стран Юго-Восточной Азии и не смогли конкурировать там с турецкой мукой, которая, кстати, полностью получена из российского зерна.
Дело в том, что турецкие экспортёры на родине получают дотации, и их товар становится дешевле нашего. Если государство нам тоже каким-то образом поможет, мы будем только рады. Пока же экспорт муки из России - меньше 300 тыс. тонн, из Турции, для сравнения, - 2 млн тонн».
Ситуация с зерном ещё не такая обидная.
Всё-таки на прилавках российских магазинов преимущественно мука, макароны, хлеб отечественного, а не импортного производства. А значит, наше зерно не возвращается в Россию в виде готовой продукции, оставляя налоги и рабочие места в других странах. А вот с древесиной зачастую так и происходит. И дело совсем не в том, что отечественные мебельщики плохо работают, а их продукция не находит спроса.
Под топор
«Российская мебельная промышленность - одна из немногих отраслей, поднявшихся без помощи государства, на голом энтузиазме пришедших в этот бизнес людей, - объяснила «АиФ» Ирина Фадеева, главный редактор журнала «Мебельный бизнес».
- Продукция наших мебельщиков занимает примерно половину отечественного рынка. Они научились производить весь ассортимент массовой продукции. В своё время в секторе мягкой мебели они умудрились вытеснить датчан, немцев, финнов. До сих пор в ценовом диапазоне от 8 до 80 тыс.
руб. мы видим диваны преимущественно российского производства. То же с корпусной мебелью. Но вот парадокс: в стране, которая является второй по запасам древесины в мире, дефицит сырья.
Ответственных заготовителей не хватает.
Восстановление лесов - у нас проблема. Незаконные рубки - проблема. Эффективной программы, которая остановила бы вывоз леса-кругляка за рубеж, пока не появилось! Специалисты в голос говорят, что древесина вывозится по серым схемам. А своим производителям при этом сырья не хватает.
Мебельщики пытаются как-то влиять на ситуацию, но у них нет такого мощного лобби в правительственных кругах, как у лесников. К проблеме дефицита сырья добавляются и другие, общие для всех российских товаропроизводителей: дорогие энергоресурсы, налоговое бремя, отсутствие дешёвых «длинных» денег, сложности с открытием новых производств, высокие арендные ставки торговых площадей (для продажи мебели нужны пространства)».
Принудили...
Вопрос с переработкой главного российского богатства - нефти - решался очень долго. Нефтяники тянули до последнего, выжимая максимум из нефтеперерабатывающих заводов, построенных ещё в СССР. А «выжимались» в основном мазут и дизтопливо, к производству высококачественных бензинов эти НПЗ не были приспособлены.
Не мотивировал их даже принятый в 2008 г. Техрегламент, предполагавший постепенный переход с топлива стандарта Евро-2 на стандарты Евро-4 и Евро-5. Заставить топливных королей раскошелиться смог лишь Владимир Путин. Занимая пост премьер-министра, он заставил их подписать договоры, предполагающие штрафы за срыв сроков модернизации.
«Сыграл свою роль и растущий внутренний спрос на бензин, - рассказал Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.
- В стране всё больше автомобилей, которым требуется исключительно высококачественный бензин. И сегодня модернизацию НПЗ ведут практически все нефтяные компании. Наметилась тенденция снижения экспорта нефти при стабилизации добычи, видим, что переработка сырья внутри страны прирастает».
Однако на принуждение нефтяников ушло больше 10 лет.
За это время наши покупатели за рубежом уже привыкли считать Россию сырьевым придатком, не способным произвести качественные нефтепродукты. Они строят НПЗ у себя, и от нас им нужно только сырьё...
Интернет-опрос:
Санкции, которые запад вводит против россии...
Меня вообще не волнуют - 58% (543 голоса) Меня пугают, но не сильно - 24% (213 голосов) Меня сильно пугают - 13% (123 голоса) Я толком про них ничего не знаю - 5% (51 голос)Всего голосов: 930
Опрос проводился на сайте АиФ.ru
Источник: Аргументы и Факты online