Как достаётся газ? Ещё недавно трудноизвлекаемое сырьё теперь доступно
Рубрика: Экономика и финансы
Ямал со своим суровым климатом стал одной из главных газоносных провинций страны. Надёжный транспорт - труба Умиротворяющая тишина тундры. У самого горизонта виднеются худосочные ели, а вокруг - снежная пустыня. И только скрежет экскаватора нарушает молчаливый ...
Ямал со своим суровым климатом стал одной из главных газоносных провинций страны.
Надёжный транспорт - труба
Умиротворяющая тишина тундры.
У самого горизонта виднеются худосочные ели, а вокруг - снежная пустыня. И только скрежет экскаватора нарушает молчаливый покой природы. Но и он растворяется в окружающем безмолвии. Ковш впивается в мёрзлую землю, подготавливая траншею.
Вдоль неё на снежных призмах - длинная труба, для которой и строится «жилище». Около 80 км по тундре.
«Трасса непростая - на пути есть участки вечной мерзлоты, - рассказывает Алексей Азаров, директор проекта строительства трубопровода компании «Роспан Интернешнл». - А транспортируемый продукт будет плюсовой температуры.
Чтобы грунт не нагревался, выбрали трубу с особой теплоизоляцией - это защитит мерзлоту от оттаивания и сохранит естественную жизнь тундры».
По трубе пойдёт пропан-бутан. Его будут извлекать из конденсата, которым помимо газа богаты ачимовские месторождения Ямала. Для этого построят вторую установку комплексной подготовки газа и конденсата (УКПГиК) на Восточно-Уренгойском лицензионном участке. От неё и протянется труба на наливной железнодорожный терминал на станции Коротчаево.
Он тоже строится - на территории более 100 га уже полгода кипит работа.
На УКПГиК Ново-Уренгойского участка чуть больше года назад только-только вырисовывались каркасы 2-й технологической линии. А сейчас установка уже работает - с конца октября 2015 г. очищает и осушает природный газ.
Производительность объекта возросла более чем в 2 раза - до 11 млн м3 по газу и 1700 т по газоконденсату.
В цехе сепарации - сердце переработки - есть аппараты, трубы и задвижки, покрытые инеем. «Вечно белые, - улыбается Эмин Багишев, замначальника цеха по добыче нефти и газа № 1. - Даже летом, когда на улице +30°С».
Именно здесь газ отделяется от конденсата - для этого температуру снижают с +10°С до -50°С.
Чистый и сухой газ уходит в транспортную систему, а конденсат в бензовозах отправляют на нефтебазы. Полностью инфраструктура будет готова с вводом второй УКПГиК. И тогда «Роспан Интернешнл» сможет производить в год более 19 млрд м3 газа, 4,5 млн т конденсата и 1,6 млн т пропан-бутана.
Это дочернее предприятие НК «Роснефть» - один из её форпостов в самом перспективном регионе газовой добычи. Месторождения, правда, ей достались непростые: газ залегает на глубине от 2700 до 4500 м, имеет очень высокое давление в пласте (600 атмосфер) и температуру +110°С. Но современные технологии позволяют успешно вести добычу даже при таких исходных. Она растёт ежегодно, и в этом году должна достигнуть 5,8 млрд м3.
Зато переработка не требует больших затрат - очищается сырой газ только за счёт перепада давления и температуры.
Дороги открыты увлечённым
Параллельно с обустройством инфраструктуры идёт бурение. По словам Георгия Цыбина, начальника инженерно-технологической службы, сейчас действуют 42 скважины, до конца 2017 г. нужно пробурить ещё 46. А всего в программе развития 275 эксплуатационных газоконденсатных скважин и 19 - нефтяных.
Бурят так же, как трубы кладут, - посреди немой снежной пустыни.
Вышка буровой возвышается над её белой гладью. «На этом кусту 7 скважин должно быть, 4 уже отбурили», - разъясняет Евгений Киселёв, начальник управления технологий и инжиниринга бурения.
Четыре красно-белых креста из вентилей, муфт и других металлических деталей свидетельствуют об этом - застыли так же, как и природа вокруг. Евгению 30 с небольшим, но бурильщиков, которые раза в два старше его, возраст начальства не смущает.
В «Роспан Интернешнл» много молодёжи, в том числе на солидных должностях. А Эмин Багишев вообще может быть примером того, как открывается дорога увлечённым делом молодым людям - начинал помощником бурового мастера, а теперь в свои «за 30» руководит новейшей УКПГиК.
Как сказал недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин, в компании накопили колоссальный управленческий, производственный и технологический опыт. «Но в эпоху индустриально-инновационного развития, - считает он, - дальнейшие прорывы невозможны без новых идей и технологий. И мы возлагаем огромные надежды на научно-инженерные кадры и особенно - на креативную молодёжь».
Как дома
Двадцать лет ведёт добычу на Ямале другая «дочка» крупнейшей российской нефтяной компании - «Сибнефтегаз».
На её Береговом месторождении с 63 эксплуатационными скважинами газ - из сеноманской залежи. Он залегает на глубине от 1200 м с 99%-ной долей содержания метана. На здешней УКПГиК все процессы автоматизированы - сырьё доводят до нужных параметров и отправляют в газопровод. В 2015-м здесь добыли 9,5 млрд м3 газа, а в целом по трём своим месторождениям компания стремится выйти на годовой объём до 15 млрд м3.
«Ведём бурение и обустройство нижележащих пластов, уже пробурили 18 скважин, а всего их будет 30», - говорит Сергей Дьяченко, главный инженер «Сибнефтегаза». Когда начнётся эксплуатация глубоких горизонтов, вместе с газом пойдёт и конденсат. Для этого строятся установка комплексной подготовки газа и конденсата, а также трубопроводы для сбора продукции со скважин и транспорта конденсата.
На промысле своя электростанция, потому что ЛЭП поблизости нет и, по словам Григория Конева, начальника промысла, не было доступных мощностей по отпуску электроэнергии.
Зато теперь электричеством обеспечивают себя сами. Да и весь промысел обустроен «для себя» - уютный он какой-то. Казалось бы, ничего особенного: трубы, несколько производственных цехов, как и всюду на таких объектах. Но между цехами выстроены тёплые переходы - чтоб люди не бегали лишний раз по морозу.
В помещениях - бурная горшковая растительность, с которой даже операторная, напичканная мониторами и пультами, выглядит по-домашнему.
Неподалёку вахтовый жилой комплекс (ВЖК). Он весь наполнен уютом - от комнат на три человека с фото детей, рисунками и коврами на стенах до холлов с поделками из шишек, хвои, веток. Татьяна Половикова, администратор ВЖК, смеётся: «Раньше я руководила детским садиком в посёлке Уренгой. И к этому комплексу отношусь так же - чтобы красиво и уютно было.
Все эти украшения сделали наши работники своими руками. А вахтовикам тоже хочется уютного быта, вот и везут из дома кто ковёр, кто - книги».
Еда в столовой тоже как дома - те же блюда, тот же вкус. Живут здесь по неделе: неделю - одна вахта, неделю - другая. Есть, правда, два совершенно жёстких ограничения: на алкоголь и прогулки.
Даже грибы в соседнем лесу становятся грушами, которые нельзя скушать. Но это необходимые меры безопасности, потому что дикая природа - это не только умиротворяющая красота, но и дикие звери. Впрочем, и в самом ВЖК есть чем заняться после работы помимо телевизора. Баня, спортзал, тренажёры, теннисный стол, шахматы...
«Приезжают со смены - казалось бы, устали. Но в спортзале гоняют в футбол до упаду, хотя на следующий день рано вставать. Такой у нас народ», - с улыбкой говорит Сергей Дьяченко.
Источник: Аргументы и Факты online