Туристам изюминку подавай
Рубрика: Экономика и финансы
Минэкономразвития разочаровалось в туристско-рекреационной особой экономической зоне (ОЭЗ) на острове Русский и намерено закрыть этот амбициозный проект на территории Приморского края. Дело в том, что ставка на привлечение туристов в регион, которая делалась в период подготовки ...
Минэкономразвития разочаровалось в туристско-рекреационной особой экономической зоне (ОЭЗ) на острове Русский и намерено закрыть этот амбициозный проект на территории Приморского края. Дело в том, что ставка на привлечение туристов в регион, которая делалась в период подготовки саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке, состоявшегося в 2012 г., не сработала. За три с лишним года, прошедших с тех пор, никто из инвесторов не изъявил готовности стать резидентом этой ОЭЗ и вкладывать деньги на льготной основе в создание туристической инфраструктуры.
Вид с вантового моста через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Фото Юрий Смитюк/ ТАСС
Проблемы приморской ОЭЗ отчасти схожи со сложностями, с которыми столкнулись ранее большинство других российских зон, ориентированных на проекты в области туристического и рекреационного бизнеса. Четыре из семи подобных ОЭЗ находятся в Сибири, куда добраться жителям центральной России выйдет дороже, чем на Средиземное море или в те же Сочи и Крым. Но во Владивосток планировалось привлекать главным образом турпоток из стран Юго-Восточной Азии. К тому же открытию этой зоны предшествовала массированная "артподготовка" в виде щедрых бюджетных вливаний на строительство объектов к саммиту и популяризации этого события в СМИ.
Нечто подобное мы наблюдали в канун проведения Универсиады в Казани в 2013 г., и Олимпиады-2014 в Сочи. А теперь ожидаем увидеть при подготовке чемпионата мира по футболу-2018, к которому готовятся сразу 11 российских городов. Поэтому, зная о том, что траты на саммит АТЭС - больше 679,3 млрд руб. - намного превосходили расходы на другие мероприятия из этого списка, поневоле задаемся вопросом об их окупаемости, в том числе и за счет туристов.
Перечисленные проекты сложно сравнивать между собой, поскольку у них разные цели, а соответственно, и эффективность, заявил корреспонденту "Утра" старший преподаватель кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вадим Прасов. "Проведение крупных мероприятий в Сочи и Казани расширило имевшуюся туристическую инфраструктуру и, разумеется, способствовало увеличению сложившегося на этих территориях турпотока. Что касается ОЭЗ туристско-рекреационного типа - это просто кусок земли, к которому подводятся коммуникации. Весьма странная затея - превратить чистое поле в город-сад", - считает он.
Что касается непосредственно ОЭЗ на острове Русский, расчет на саммит АТЭС, по его словам, был весьма сомнительным. "Эта территория развивалась хаотично и была традиционным местом отдыха местных жителей. И возможность делать это в более цивилизованном формате не смогла сломать сложившиеся привычки", - отметил Прасов.
В каждом случае масштабных бюджетных вложений в туристическую привлекательность российских территорий подходы разные, пояснил корреспонденту "Утра" президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов. "Например, Сочи, как национальный проект полностью себя оправдал. И верхний зимний кластер, и построенные к Олимпиаде объекты инфраструктуры для летнего отдыха сегодня заполнены. Так что олимпийские инвестиции очень помогли развитию туризма в регионе и увеличению турпотока", - подчеркнул он.
А вот туристические ОЭЗ, по мнению Гаврилова, за небольшим исключением, не очень удачный опыт. Эти проекты не подразумевают существенных госвложений, поэтому и бизнес не очень активно откликается на предложения стать резидентами этих зон.
"Наверное, правильней было бы передать управление ими от Минэкономразвития в регионы, чтобы власти на местах совместно с предпринимателями сами оценивали их перспективность и определяли объем возможных бюджетных вложений в развитие. Это касается и острова Русский - это проект, скорее, региональный. И если на данный момент он не оправдал себя, нужно, видимо, искать другие механизмы привлечения частных инвесторов, которые будут вкладываться в туристскую инфраструктуру - гостиницы, объекты показа и посещения", - полагает он.
Оценивая потенциал, который может дать российским городам ЧМ-2018 с точки зрения повышения турпотока, Гаврилов заявил, что это вопрос не только строительства соответствующей инфраструктуры, но и создания и продвижения интересных турпродуктов и обеспечения доступности отдыха - как ценовой так и транспортной.
"Конечно, важен и сам чемпионат как повод, и ряд городов смогут привести себя в порядок за счет госсредств. Но многое зависит от того, как эта инфраструктура будет освещена в СМИ, какую дальнейшую событийную повестку смогут сформировать местные власти, - резюмировал он. - Те же Сочи и Казань после состоявшихся в них крупных спортивных соревнований провели уже целый ряд мероприятий: бизнес-форумов, молодежных и творческих фестивалей. Если в других городах все эти вопросы будут решены в комплексе, и региональным властям удастся сформировать подобный событийный календарь и наполнить его интересными продуктами, при нормальном продвижении они вполне могут рассчитывать на приток туристов и, соответственно, денег в бюджет".
Источник: YTPO.ru