Россию позвали в Индийский океан с черного хода

Россию позвали в Индийский океан с черного хода
25 марта 2016

Рубрика: Экономика и финансы

В Иране активизировалась работа над проектом судоходного канала, который свяжет Каспийское море с Персидским заливом. Благодаря ему Россия сможет получить прямой доступ в Индийский океан. Странам Запада и соседям Ирана эта идея явно не по душе. Фото: Hassan Ammar/ ТАСС Канал ...


В Иране активизировалась работа над проектом судоходного канала, который свяжет Каспийское море с Персидским заливом. Благодаря ему Россия сможет получить прямой доступ в Индийский океан. Странам Запада и соседям Ирана эта идея явно не по душе.

Фото: Hassan Ammar/ ТАСС

Канал Каспий - Персидский залив полностью пройдет по территории Ирана. Протяженность судоходного пути составит около 700 километров. Из них примерно 450 км придется на русла рек в западной части страны. Требуемые инвестиции - порядка $10 миллиардов. Предполагается, что проект полностью окупится уже на пятый год эксплуатации. Ввести канал в строй планируется в 2020-е годы.

"Канал способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим Ирану не только как транспортный коридор, но и как источник обеспечения пресной водой центральных засушливых районов страны", - написал у себя в блоге водный эксперт Алексей Чичкин.

Для России новая водная артерия будет иметь стратегическое значение. Этот путь к Индийскому океану вдвое короче, чем через турецкие проливы и Суэцкий канал. На фоне осложнения отношений с Турцией наша страна с большой охотой примет участие в работе над проектом.

Кроме того, Россия может выступить ключевым инвестором. В этом случае российская сторона будет вместе с Ираном и другими возможными участниками концессии получать транзитные доходы от эксплуатации канала. По некоторым подсчетам, они могут достигать $1 - 1,5 млрд в год.

Впервые о строительстве такого канала заговорили еще в конце XIX веке. У России в то время были сложные отношения с Османской империей и европейскими странами, которые противились установлению российского контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.

В итоге южный выход к мировому океану, через который осуществлялось более половины российской внешней торговли, в любой момент мог быть перекрыт. В этой ситуации Россия договорилась с Персией о строительстве канала Каспий - Персидский залив, по которому наша страна смогла бы беспрепятственно выходить к южным морям и океанам.

Проект разработали русские инженеры, но до воплощения его в жизнь дело не дошло из-за непреодолимых разногласий о том, кто будет хозяином сооружения. Россия настаивала на его экстерриториальности, Персия требовала совместного управления в равных долях. К тому же на Тегеран начали давить Лондон и Париж, вынуждая его заморозить проект.

В последующие десятилетия идея строительства канала то вновь загоралась, то затухала, в зависимости от того, какие у России и Советского Союза были отношения с Турцией, Ираном и Европой в тот или иной период времени. В 1940-е гг большой интерес к проекту проявлял Иосиф Сталин, в 1960-е - Леонид Брежнев. Но каждый раз что-то мешало.

В конце 1970-х гг., когда СССР и Иран наладили широкомасштабное сотрудничество в реализации инфраструктурных проектов и старую задумку вновь вынули из-под сукна, разразилась исламская революция. Затем последовали иранско-иракская война, развал СССР и другие события, не способствующие реализации глобальных проектов.

К идее вернулись лишь в конце 1990-х. В 1998 г. Россия и Иран создали совместную экспертную группу по изучению трансиранского водного проекта. В 1999 г. Иран одобрил доработанное ТЭО канала. Кроме того, стороны договорились, что иранские специалисты изучат российский опыт гидротехнического строительства, а России были предложены несколько способов финансирования проекта и вариант строительства на отечественных заводах грузовых ("река-море") и вспомогательных судов для водного пути.

Все это время концепция Каспийско-Персидского канала наталкивалась на яростное противодействие стран Запада и соседних с Ираном стран. Те руководствовались экономическими и военно-политическими соображениями. Недоброжелатели стремились помешать созданию нового, неподконтрольного торгового пути, а также хотели не допустить быстрого выхода российских военных кораблей в Индийский океан. В 1997 г. США распространили антииранские санкции на канал, запретив любым компаниям заниматься этим проектом. Будут ли эти ограничения отменены в ближайшее время, пока не известно.

В соседнем с Ираном Азербайджане считают, что идея канала технически не осуществима. Использование реки Шатт-эль-Араб в этом проекте весьма сомнительно, говорит азербайджанский эксперт в области водного хозяйства Ибрагим Мамедзаде. "Эта река далека от того, чтобы быть судоходной артерией, как и другие реки, указанные в проекте", - указал он.

Отечественные эксперты и представители властей пока никак не прокомментировали возможность участия России в трансиранском водном проекте. Создание канала кажется весьма заманчивым, но оно потребует от нашей страны огромных финансовых вложений, которые сегодня нам явно не по карману. С другой стороны, показав готовность участвовать в строительстве нового судоходного пути, Москва бы приобрела дополнительный инструмент давления на Анкару и ее союзников.

Источник: YTPO.ru



В Казани открылся первый в России центр исламского банкинга
В Казани открылся первый в России центр партнерского (исламского) банкинга, сообщает Интерфакс со ссылкой на правительство региона. Деятельность будет построена на принципах, согласующихся с религиозными правилами ислама, которые широко распространены в странах Юго-Восточной ...
В Кремле прокомментировали отказ банков ЕС от российских облигаций
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал сообщения СМИ об отказе европейских банков от российских бондов, передает РИА Новости. «Ничего неизвестно, поэтому, здесь, конечно, не имея, какой-то четкой информации, реагировать невозможно», - заявил он. ...
Стоимость нефти марки Brent впервые за неделю упала ниже $40 за баррель
По состоянию на полдень четверга, 24 марта, стоимость майских фьючерсов на нефть марки Brent достигла отметки в $39,99 за баррель, сообщает РИА Новости. Снижение составило 1,19%. Таким образом цены на североамериканскую нефтяную смесь опустились ниже психологической отметки ...
Место трубопровода изменить нельзя. Южный поток возрождают под новым именем
Нитки нашумевшего газопровода «Южный поток», проложенные по дну Чёрного моря из Анапского района в район болгарского порта Варна, должны были привести в Европу 63 млрд кубометров газа. Далее по двум веткам топливо должно было уйти в Италию и в направлении Австрии. Строительство ...