«Ни плана, ни рынка». Экс-министр финансов Польши о российской экономике
Рубрика: Экономика и финансы
Побег из соцлагеря Алексей Чеботарёв: Пан профессор, наши страны вышли из одного соцлагеря, пережили «шоковую терапию»: у нас был Гайдар, у вас свой реформатор - Бальцерович. Почему же в России, в отличие от Польши, большинство населения считает себя проигравшими? ...
Побег из соцлагеря
Алексей Чеботарёв: Пан профессор, наши страны вышли из одного соцлагеря, пережили «шоковую терапию»: у нас был Гайдар, у вас свой реформатор - Бальцерович.
Почему же в России, в отличие от Польши, большинство населения считает себя проигравшими?
Гжегож Колодко: Михаил Горбачёв говорил мне, что он решил реформировать Союз, когда узнал, сколько в стране чиновников - 20 миллионов!
Но ваши главные ошибки были сделаны после Горбачёва. Нельзя было допускать воровскую приватизацию, строительство пирамиды ГКО (государственных краткосрочных облигаций. - Ред.) и кризис 1998 г., а также нынешнее вопиющее неравенство доходов. Когда нефть стоила сумасшедшие деньги - 100-120 долларов за баррель, нужно было инвестировать эти средства в развитие реального сектора экономики, создание новых предприятий.
- А что происходило в это время в Польше?
- Условия старта для рыночных преобразований в Польше и Венгрии были более благоприятными, чем в других странах социалистического блока и в СССР.
Рыночных элементов в нашем хозяйстве уже тогда было больше, чем даже в Югославии. Частный сектор давал 20% ВВП и был развит в сельском хозяйстве, сфере услуг, ремесленном производстве. Были антимонопольное законодательство, механизм банкротства неэффективных предприятий, допускались иностранные инвестиции.
К началу реформ мы уже знали, что хотим построить рыночную экономику в её европейском варианте.
И именно для этой цели формировали государственные и экономические институты, основы которых не меняются вместе со сменой власти. В этом наше главное отличие от России.
Поэтому у нас в Польше период перехода от плановой экономики к рыночной длился всего два года, потом мы вышли на устойчивое развитие. Нам удалось не допустить распада экономики, трансформация происходила под контролем государства.
С самого начала реформ мы уделяли внимание регулированию рынка. Не всё было идеально с нашей приватизацией, была дискриминация государственных предприятий. Потом мы это исправили и сделали эти предприятия рыночными - самостоятельными и работающими в системе бюджетных ограничений. В России же переход к рынку продолжается уже 25 лет.
Экономика и анекдоты
- Мы к нему до сих пор не пришли?
- 82% российских предприятий в частных руках - такова статистика. Но в экономике властвует крупный бизнес, большинство крупных компаний принадлежит олигархам, а олигархические компании де-факто не являются рыночными предприятиями. Олигархический капитализм не работает и работать не будет.
Вот здесь, на Московском экономическом форуме, где мы с вами встретились, толпа народу, всем желающим поучаствовать места не хватает. Что бы сделали китайцы? Они бы устроили форум в Кремлёвском дворце съездов.
Это плановый подход. А американцы? Они бы продавали билеты за 25 долларов. Это подход рыночный. А у вас все просто терпят неудобства.
Вот такая же в России рыночная экономика - ни плана, ни рынка.
Знаете, где у вас слабое звено? Не в капиталах и не в технологиях - в России есть и капиталы, и технологии. Ваша слабость в организации, управлении, экономической политике. Билл Гейтс и Стив Джобс не смогли бы создать в России компании «Майкрософт» и «Эппл», они бы эмигрировали в Америку.
Нужно поддерживать бизнес, создавать для него развивающую среду - не для отдельных компаний, а для всех деловых людей.
- Сейчас в поисках пути выхода из кризиса мы анализируем опыт разных стран...
- Нельзя слепо копировать чужие модели. Почему в одних постсоциалистических странах ситуация лучше, а в других - хуже, хотя изменения идут в одном направлении? Даже в тех, где единые правила навязывает Евросоюз, - в Румынии, Польше, Болгарии, Словении, Литве, - дела идут по-разному. Одна из причин - различия в культуре, которая вообще важна для экономики, особенно для её трансформации.
Заметно, что русские и американцы смеются над разными анекдотами, не так ли? А я ещё в 1970-е гг. обратил внимание, что в русском языке просто нет многих слов и выражений, относящихся к экономике и бизнесу, которые есть в польском языке.
Вообще же основа рыночной экономики - это ценности, институты и политика. Всё работает в комплексе, и одно не работает без другого. Ценности - это поведенческие установки, которые формирует воспитание.
Ценности в каждой культуре свои. Институты - некоторые из них легко копировать, а другие создаются поколениями. А что касается политики, то именно политические особенности стран демонстрируют, что в рамках одной хозяйственной системы можно получить разные результаты. Но, несмотря на все различия, всё-таки есть международный опыт, который Россия может использовать.
Китайский план
- Какой именно?
- Сейчас нужно развивать высокие технологии, использовать для развития России глобализацию и мировую технологическую революцию.
Ваша страна, в отличие от Польши, Китая и Бразилии, этого не делает. Особенно серьёзно нужно изучать китайский опыт - они многого добились. Да, уровень жизни там был и остаётся гораздо ниже, например, польского, но достигнуто и поддерживается экономическое равновесие платёжеспособного спроса с предложением. Китайцы прагматично из года в год решают свои проблемы.
Они умеют действовать стратегически, комплексно и последовательно, и эта способность является основой их экономического успеха. России тоже нужна долгосрочная экономическая государственная стратегия.
Следует помнить, что, когда распался СССР, ВВП России, его главной республики, был в 3 раза больше китайского. А теперь ВВП Китая в 6 раз больше российского! Там за время жизни одного поколения произошёл почти десятикратный рост валового производства и потребления! Это невероятно! В России же ВВП лишь немного меньше, чем четверть века назад. И ужасное неравенство в распределении этого продукта: с одной стороны - нувориши, а с другой - массы бедного и нищего населения, которое сейчас, в период кризиса, находится в более суровой ситуации, чем в советское время.
В Китае же, наоборот, жизнь стала лучше, чем поколение назад. Вам нужно прекратить обнищание населения и сделать так, чтобы доходы бедных росли быстрее, чем доходы богатых.
Нефть уже сильно подешевела. Но, несмотря на то что точка безубыточности для российского бюджета гораздо выше, чем 30-40 долларов за баррель, - 70-75 долларов, преобразования в экономике и инвестиции в реальный сектор начинать всё равно придётся.
Источник: Аргументы и Факты online