Как повысить цены на нефть? Ирану пора играть по правилам РФ
Рубрика: Экономика и финансы
Буквально на днях с бензоколонок Тегерана внезапно исчезли очереди. Обычно к концу месяца автовладельцы всегда старались «отоварить» талоны на топливо - согласно местным законам каждый житель страны имеет право раз в месяц заправить бак по символической цене - 8 (!) наших рублей ...
Буквально на днях с бензоколонок Тегерана внезапно исчезли очереди.
Обычно к концу месяца автовладельцы всегда старались «отоварить» талоны на топливо - согласно местным законам каждый житель страны имеет право раз в месяц заправить бак по символической цене - 8 (!) наших рублей за литр. «Сейчас появились слухи, что скоро по этому талону разрешат залить целых три бака, - объясняет мне водитель Мухаммед у АЗС на улице Бехешти. - Ведь с Ирана сняли запрет торговать энергоресурсами, он выбросит на рынки Европы дикое количество нефти, и бензин резко подешевеет». Иранские политики и правда ведут себя непредсказуемо: то наотрез отказываются, то вроде соглашаются заморозить добычу нефти.
Обозреватель «АиФ» попытался разобраться на месте: действительно ли Иран собирается за копейки залить мир нефтью, подставив Россию?
Откуда бочка за полтора бакса?
К сожалению, эйфория от снятия санкций застилает глаза многим гражданам Ирана. «Мы прогнули Запад, мы заставили себя уважать» - этим фактом в Тегеране восторгаются все - от торговца апельсинами до заместителя министра. Ощущение, что страна повально охвачена «нефтяной лихорадкой»: даже женщины на базаре обсуждают, кто какие вскоре купит обновки, когда «с Запада пойдут доллары». Иран уже вернулся к «досанкционному» уровню добычи чёрного золота (3,7 млн баррелей в сутки) и явно не собирается останавливаться.
В нефтеносной провинции Хузестан на участках месторождений стоит лишь надавить ботинком - и сквозь землю проступает маслянистая жидкость: хоть бери ведро и черпай. По словам главы Государственной нефтяной компании Салбали Карими, именно поэтому стоимость извлечения бочки нефти в Иране - в среднем 1,5 долл. США. Для сравнения: в России чёрное золото залегает на глубине от 2 до 3 км, для буровых установок требуется дорогое оборудование, да и работа в условиях ледяной тайги...
Что «слишком много обещали»?
- За время санкций иранское правительство часто рассказывало народу: едва ситуация изменится, все сразу заживут лучше, - говорит Эмин Мухаммади, главный редактор газеты «Шарк».
- Обещаний было сделано больше, чем имеется денег, поэтому государству срочно нужны нефтедоллары. Иран откровенно не доверяет организации стран - экспортёров нефти, куда входят его извечные соперники и даже враги, например Саудовская Аравия. Многим у нас кажется, что республику заставят заморозить добычу чёрного золота, а сами саудовцы тайком будут качать нефть в прежнем объёме. Также бытует мнение: «нефтешейхи» уже поимели достаточно валюты, а Иран долго находился под санкциями, пусть и ему дадут заработать.
Сожжённое демонстрантами посольство Саудовской Аравии на тегеранской улице Нилуфар и в самом деле свидетельствует: договориться двум странам по поводу нефти будет ой как непросто. Иран поддерживает шиитских повстанцев, желающих оторвать от саудовской монархии самые богатые нефтью провинции, и посему отношения между государствами - хуже не бывает. Иранские экономисты, с которыми я обсуждал вопрос цен на нефть, единодушны: саудовцы зарвались в своём поведении, их надо наказать. Вот сейчас у них проблемы с бюджетом, «сыплется» валюта, подорожал бензин (чего не было уже лет сорок), а если Иран начнёт добывать больше нефти, цена упадёт до 10 баксов за баррель, и тогда Саудовской Аравии конец.
То, что таким образом республика «накажет» не только саудовцев, но и своих союзников, включая Россию, в Тегеране никто не думает. Там лишь подсчитывают будущие доходы - государство собирается выручить от продажи 15 миллиардов «лишних» долларов уже в этом году: если, конечно, цена на энергоресурсы не обвалится.
С чего всеобщий апокалипсис?
- Качать нефть без оглядки на будущее - политика, популярная при бывшем президенте Махмуде Ахмадинежаде, - считает профессор Дауд Гермидаш Баванд, экс-представитель Ирана в ООН. - За время санкций, стараясь избавиться от нефтяной зависимости, мы частично перестроили свою экономику. В случае если снова сделают уклон в сторону энергоресурсов, Иран рискует растерять все свои достижения.
Когда цены на нефть снизятся, допустим, в 2 раза, республике придётся увеличить выкачку, чтобы получить нужное количество валюты. Вслед за этим так же поступят и остальные участники ОПЕК, мы увидим всеобщий апокалипсис стран Персидского залива. В деле продажи нефти нужен холодный расчёт, а не эмоции.
Как в данном варианте поступить России? Жёсткий диалог с позиции силы вести нельзя - в особенностях персидского характера настаивать на своей линии, даже если она ошибочна.
В то же время политика флегматичного наблюдения приведёт к серьёзным проблемам в нашей экономике. Ирану следует непременно деликатно, но в то же время настойчиво объяснить: Россия вовсе не для того положила массу сил для снятия санкций Запада, чтобы её собственный рубль вылетел в трубу. Далее нам придётся всеми правдами и неправдами усадить разношёрстную группу грызущихся друг с другом стран - производителей нефти за стол переговоров. Это довольно-таки печально, что России придётся взять на себя нечто вроде роли воспитателя в детском саду, чтобы утихомирить чужие обиды, и объяснить, что с подешевевшей нефтью все враз рухнут в тартарары.
Но, видимо, другого выбора у нас сейчас нет...
«Я не могу сказать, что вешать взяточников такой уж грех». Почему в Иране сохраняются публичные казни коррупционеров? Читайте в следующем номере «АиФ».
Источник: Аргументы и Факты online