Германия и Китай поборются за скоростные поезда России

Германия и Китай поборются за скоростные поезда России
22 дек 2016

Рубрика: Экономика и финансы

РЖД в 2017 г. запустит проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, которая станет частью будущей Евразийской скоростной магистрали, соединяющей Китай, Россию и Западную Европу. Помимо китайской стороны, интерес к отечественному проекту высказал немецкий консорциум, ...


РЖД в 2017 г. запустит проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, которая станет частью будущей Евразийской скоростной магистрали, соединяющей Китай, Россию и Западную Европу. Помимо китайской стороны, интерес к отечественному проекту высказал немецкий консорциум, готовый вкладывать деньги и привлекать инвесторов.

В Китае ВСМ - дело обыденное. Фото: Jiang Wenyao/ ZUMА/ Global Look

Первая в России "грузовая" ВСМ позволит поездам преодолевать расстояние до Татарстана за 3,5 часа вместо 14. Общая стоимость магистрали протяженностью 756 км обойдется в 1,07 трлн рублей. 

Проект решено развивать вместе с китайскими инвесторами, поскольку участок ВСМ Москва - Казань должен стать частью высокоскоростной магистрали Москва - Пекин, а в дальнейшем частью "Шелкового пути", связывающего Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. По словам президента РЖД Олега Белозерова, первая линия может быть запущена уже в 2022-2023 годах. Китай готов выделить кредит в объеме 400 млрд руб. на 20 лет и еще 100 млрд руб. внести в качестве партнерского взноса в уставной капитал проекта. Правда, представители РЖД не сообщают, под какой процент они готовы заимствовать. В целях быстрой окупаемости участка было решено запустить сначала не пассажирские, а грузовые поезда из специальных 12 вагонов. Они смогут перевозить до 600 т на скорости 350 км/час. В целом ВСМ будет рассчитана на разгон до 400 км/ч, но уже для пассажирских составов.

Западные компании, узнав о проекте, забыли о санкциях и начали предлагать свои услуги по участию, а также захотели войти в проект на правах инвесторов. Консорциум "Немецкая инициатива" предложил РЖД €2,7 млрд от Deutsche Bank, а также обещал привлечь еще €800 млн от различных европейских инвесторов. В консорциум входят производители линии скоростных поездов (Siemens), Deutsche Bahn (аналог нашей РЖД) и Deutsche Bank. Немецкой стороне придется конкурировать с китайскими партнерами за долю в этом проекте, который обещает вырасти до транснационального. Несмотря на то что Siemens является лидером в Европе по внедрению ВСМ, Китай смог быстро освоить технологии и создать самую протяженную линию ВСМ в мире. Реализованный в КНР проект скоростной магистрали сопоставим по масштабу со строительством Великой китайской стены. Сегодня протяженность "Великой китайской магистрали" составляет 19 тыс. км, что больше линий ВСМ в Японии и Европе вместе взятых. А к 2020 г. ее длина достигнет 30 тыс. километров. Общий объем инвестиций составил $300 миллиардов.

Для Китая крайне важно участие в иностранном проекте, потому что ранее Поднебесной не удавалось экспортировать свои технологии. Если концессия с РЖД окажется успешной, то авторитет КНР как производителя высокоскоростных магистралей в мире значительно возрастет и даст толчок к американским проектам. В то же время нынешний лидер - Siemens - понимает угрозу своей монополии и стремится ограничить участие Китая, демонстрируя перед Россией свои компетенции. В начале 2014 г. немецкая компания подготовила для РЖД развернутую презентацию создания новой сети ВСМ на участке Москва - Казань. Особо было выделено внедрение качественной контактной сети. При строительстве новой магистрали самым важным элементом является не безбалластное железнодорожное полотно, а контактная электросеть. Для нее требуется создание инфраструктуры подстанций и трансформаторов на протяжении всего участка пути, производство элементов сцепки сети с поездом. Причем столь сложные климатические условия, как в России, требуют больших усилий и компетенций, чем при создании аналогичной сети в Италии или Испании. Тем более если речь идет о контактной сети КС-400 для движения поездов со скоростью 400 км/час. В Европе планка скорости поднялась до 350 км/ч только в 2009 г., а магистрали для поездов в 400 км/ч сегодня есть только в Японии и Корее.

РЖД впервые заговорили о проекте ВСМ в 2014 году. Тогда планировали запускать пассажирские поезда по новой линии, но посчитав активность миграции населения внутри страны, поняли, что проект очень долго не окупится. Поэтому в 2015 г. созрело решение сделать первые поезда грузовыми. Также изначально рассчитывалось, что проект поддержит заказами отечественную промышленность. На стадии строительства будет создано 375 тыс. рабочих мест, а заказ на поставку строительных материалов оценивается в 270 млрд рублей. Однако при активном участии Китая все подряды могут оказаться в руках China Railway Eryuan Engineering Group. Во всех иностранных проектах, где китайская сторона отвечала за инжиниринговую часть, строительство велось "под ключ". Но условия проекта Москва - Казань не озвучиваются. Возможно, потому, что еще нет договоренности о подрядчиках и распределении работ между российской, немецкой и китайской сторонами. До сих пор не очень понятно, как стороны планируют делить российский проект, поскольку работают в одной нише. Можно предположить, что разделение пройдет не по видам работ, а по участкам трассы. Например, Москва - Нижний Новгород достанется Siemens. Напомним, что скоростная трасса будет проходить через города: Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань. Время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в семь раз с 10 часов 30 минут до 1 часа 30 минут.

Ранее гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян предполагал, что европейцы захотят присоединиться к проекту. У России сегодня нет иного выхода, поскольку мы не обладаем собственными проверенными технологиями строительства ВСМ. Китай за последние 7 лет добился большого прорыва в производстве и разработке скоростных дорог, но в то же время российской стороной не изучен вопрос качества китайских ВСМ, готовность технологий к внедрению на территориях с низкими температурами и осадками.

Еще одним немаловажным моментом остается вопрос окупаемости грузовых перевозок. Доставка на скоростных "товарняках" может сделать услуги логистов "золотыми", что скажется на стоимости продукции. По мнению экспертов, в Европе и мире грузовые поезда на ВСМ не получили развития исключительно по причине невостребованности из-за дороговизны. РЖД также не представили бизнес-план окупаемости проекта. На сегодня ни одна логистическая компания не озвучила интерес к ВСМ. С другой стороны, шанс заполучить стальной "Шелковый путь" через Россию крайне привлекателен. Общая протяженность дороги может составить 7 тыс. км и обойдется по предварительным оценкам в $250 миллиардов. К слову, расчетная стоимость уже выглядит весьма высокой, если сравнить с китайской ВСМ. На участок длиной 19 тыс. км Поднебесная потратила $300 миллиардов. То есть почти в три раза меньше.

Источник: YTPO.ru



Шерше ля фам. Жерар Депардье стал жертвой мошенницы
Жерар Депардье на протяжении 2 лет платил за юридическую помощь, которую ему якобы предоставляла предпринимательница Елена Лазарева. При этом сам артист даже не догадывался, что его деньги списываются на довольно странные услуги. Например, за помощь при подписании договора с ...
Коломойский считает, что Приватбанк стал жертвой произвола Нацбанка Украины
Украинский бизнесмен Игорь Коломойский, являвшийся владельцем Приватбанка, заявил, что проблемы банка, который на днях был национализирован, вызваны произволом Национального банка Украины, передает ТАСС. Олигарх пояснил, что у Приватбанка был сбалансированный обеспеченный ...
Литовский суд обязал «Газпром» выплатить стране штраф в 35,5 млн евро
Главный административный суд Литвы оштрафовал российскую компанию «Газпром» на 35,561 миллиона евро, передает РИА Новости.Сообщается, что «Газпром» нарушил договоренность 2004 года и не согласился подписать с компанией Lietuvos energija сделку по обмену газом.Отметим, ...
Как Росстат рассчитывает показатели инфляции?
Росстат заявил, что с начала кризиса (июль 2014 г.) цены выросли на 25%. Как они там считают? По ощущениям эта цифра куда выше!Отвечает Сергей Хестанов, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС:— Составляя корзину товаров и услуг, на основе ...