В небе запахло кризисом

В небе запахло кризисом
21 дек 2011

Рубрика: Экономика и финансы

Авиаперевозчики всех стран объединяются в ожидании новой волны глобального кризиса. На днях Южная Америка объявила о создании крупной авиакомпании. Антимонопольные органы Бразилии и Чили дали добро на слияние авиакомпаний двух стран: бразильской TAM Linhas Aereas ...


Авиаперевозчики всех стран объединяются в ожидании новой волны глобального кризиса. На днях Южная Америка объявила о создании крупной авиакомпании. Антимонопольные органы Бразилии и Чили дали добро на слияние авиакомпаний двух стран: бразильской TAM Linhas Aereas и чилийской LAN Airlines в холдинг LATAM Airlines Group. О намерении объединиться авиаперевозчики объявили еще в августе прошлого года. Ожидается, что в результате слияния будет создан международный гигант общей стоимостью $14,5 млрд, на долю которого будет приходиться 6% мировых коммерческих авиаперевозок.

Тем временем в северной части американского континента дела у авиаторов идут неважно. 29 ноября одна из крупнейших мировых авиакомпаний American Airlines объявила о банкротстве. Случай, конечно, не уникальный: на предыдущей волне кризиса банкротами себя объявили United Airlines и Delta ; еще раньше такое решение приняла компания Pan American. Впрочем, лишь последняя после этого полностью прекратила существование, тогда как другие две сумели реструктуризироваться и по-прежнему неплохо себя чувствуют. Банкротство же нередко используется просто для того, чтобы отделаться от профсоюзов, которые не дают компании сокращать издержки на персонал. Как это, очевидно, имело место и в случае с American Airlines: в последние годы компания тратила на оплату труда на $500 млн больше, чем каждый из ее основных конкурентов.

Тем не менее дыма без огня не бывает: раз ведущие мировые компании сокращают издержки на персонал, значит, дело опять пахнет керосином. Точнее, кризисом, а керосин дорожает. На это указывают, в частности, настроения среди европейских авиаперевозчиков. Как сообщала ранее The Wall Street Journal, Air France-KLM предсказывает снижение объема перевозок, Lufthansa кардинально урезает инвестиционную программу, а Air Berlin, вопреки ожиданиям, скорее всего, не получит прибыль по итогам этого года.

Российские авиаперевозчики не могут не чувствовать кризисный "ветерок", дующий с запада. Однако у нас его боятся далеко не все: ведь он способен сдуть с рынка мелких операторов, став попутным ветром для крупных компаний. К тому же, российский рынок авиаперевозок консолидируется вне зависимости от кризиса. За десять месяцев этого года пять ведущих российских авиакомпаний обеспечили 56,8% пассажирских авиаперевозок против 52,8% годом ранее. Как сообщила Росавиация, при общем росте рынка на 12,3% "Аэрофлот" увеличил свои показатели почти на 24%. В начале декабря компания приняла решение открыть дюжину новых представительств в городах России, Украины и даже Испании. На 2012 год намечены большие инвестиционные планы.

Попутный ветер крупным авиаперевозчикам усилило правительство. Авиакатастрофы последних лет подтолкнули его к ужесточению контроля над тем, что происходит в российском небе. В частности, власти намерены закрыть его для мелких компаний (с которыми, собственно, и связано абсолютное большинство ЧП). В настоящее время Росавиация готовит проект поправок в положение "О лицензировании воздушных перевозок". Согласно наиболее радикальному варианту документа, к регулярным пассажироперевозкам не будут допускаться компании, в распоряжении которых находится менее 20 самолетов. Это сразу выбьет из строя более половины российских авиаоператоров. Другой вопрос: кто и на чем тогда будет летать в отдаленные населенные пункты, располагающие откровенно раздолбанной инфраструктурой?

Тем не менее наводить порядок в российском небе – задача действительно неотложная. Та же The Wall Street Journal писала, что, по данным авторитетной консалтинговой компании Ascend (расположенной в Лондоне), в этом году в России число авиакатастроф и жертв в них превысило аналогичные показатели развивающихся стран с давними проблемами в области безопасности – таких как Конго и Индонезия. Поэтому некоторые иностранные компании настоятельно не рекомендуют своим сотрудникам пользоваться российскими авиалиниями, а тем более – летать самолетами советской постройки. Так что исправлять сильно подпорченную репутацию российским авиакомпаниям придется еще долго. И новая волна кризиса, если она действительно нахлынет на мировую экономику, в чем-то пойдет на пользу нашим авиаторам. Она очистит небо от "хлама".

Источник: YTPO.ru



В Москве врачам будут платить по-новому
С февраля 2012 года в Москве в некоторых медицинских учреждениях начнут осваивать новую систему оплаты труда."В целях расширения финансовой самостоятельности государственных учреждений департамента здравоохранения Москвы и усиления связи между оплатой труда работников ...
Георгий Бовт: Кому кусок пирога?
Средний доход самых богатых превысил средний доход бедняков в 9 раз — такие цифры содержатся в новом докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В неё входят 34 страны — в них и велись подсчёты.В середине ...
Покупательский СБРОС. Запахи свежего хлеба и ванили располагают к приобретению
О том, какие хитрости используют продавцы, "АиФ" узнал у Игоря Манна, кандидата экономических наук, автора десяти книг по маркетинг"
Евро уйдет, долги останутся
Угроза распада еврозоны становится все более реальной. Возможность реализации подобного сценария уже признают даже первые лица ЕС. Именно так можно расценить их готовность обсуждать подобную перспективу, тогда как еще пару месяцев назад вряд ли кто-то из европейских ...