Революция «креативного класса». Кто эти люди и почему они вышли на Болотную площадь?

Рубрика: Экономика и финансы
"Таких как мы называют — „средним классом“, „креативным классом“, „интеллигенцией“, „сердитыми городскими сообществами“". С этих слов начинается манифест одного из общественных движений, появившихся ...
"Таких как мы называют — „средним классом“, „креативным классом“, „интеллигенцией“, „сердитыми городскими сообществами“".
С этих слов начинается манифест одного из общественных движений, появившихся в России на волне протестов в декабре 2011-го. Как считают политологи, это лишь одно из многих заявлений, выражающих чаяния российского общества. Что же такое этот "креативный класс"? И почем именно должен "построить наше будущее"?
России нужен креативВ августе 2000-го года журнал "Бизнес Уик" впервые ввёл в обиход понятия "креативная экономика" и "креативный класс". Двумя годами позже в свет вышли труды американского исследователя, доктора философских наук и профессора Ричарда Флориды, посвящённые сути и перспективам "креативной экономики".
В 2005-м книга Флориды "Креативный класс: люди, которые меняют будущее" впервые вышла на русском языке. А в августе 2011-го этот термин появился в официальной "Стратегии-2020", разработанной российскими учеными из Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства по указанию премьер-министра Владимира Путина.
По мнению авторов "Стратегии", Россия сейчас застряла на неком промежуточном этапе развития экономики. Благодаря высоким темпам роста вплоть до кризиса 2008-2009 гг., мы уже переросли развивающиеся страны, но вот уровня развитых ещё не достигли. Чтобы догнать западных соседей, нам необходимо вернуться к ускоренным темпам экономического роста, но для этого одних только высоких цен на нефть недостаточно.
Для этого, согласно "Стратегии, нам нужно делать ставку на тот самый "креативный класс", а это люди с высшим образованием, занимающиеся созидательной деятельностью и обладающие проектным, творческим, а не исполнительским мышлением.
[articles: 17409,42829,29444]
На сегодняшний день лидером по развитию "креативной экономики" считается Великобритания. Там Министерство по культуре, информации и спорту официально составило список "креативных отраслей" и включило в него рекламу, архитектуру, кинематограф, прессу, телевидение и радио, моделирование одежды, дизайн, интерактивные развлекательные программы, музыку, ремёсла, исполнительные искусства, создание программного обеспечения и вычислительных систем. А согласно определению профессора Флориды (на труды которого, кстати, во многом опирались создатели "Стратегии-2020"), "радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости".
Именно креативность является движущей силой экономики, уверен Флорида, а значит будущее — за представителями именно "креативного класса".
Российские экономисты, в свою очередь, соглашаются с этим мнением американского коллеги и в рамках "Стратегии" настаивают на том, чтобы социальная политика в России была направлена в первую очередь на поддержку "креативных".
Не заманишь квадратными метрамиПо мнению отечественных стратегов, одна из главных бед России состоит в том, что наши "креативщики" из страны уезжают. Чтобы этого не происходило, в России необходимо улучшить деловой климат — снять административные барьеры, понизить налоги, победить коррупцию. Также нужно создать условия для повышения конкуренции и минимизировать влияние различных госорганов. И, наконец, "креативному классу" необходимо обеспечить комфортное жильё, качественное здравоохранение и возможность хорошего образования для детей.
Однако Флорида придерживается иного мнения и пишет о том, что креативные люди тянутся в страны и города с соответствующим "креативным климатом".
Наблюдая за многолетним развитием различных городов и отдельных предприятий, учёный пришёл к выводу, что экономический рост "происходит там, где преобладают терпимость, открытость и творческая атмосфера — так как именно в таких местах хотят жить творческие люди всех типов". По мнению Флориды, креативные профессионалы "не просто концентрируются там, где требуется рабочая сила. Они живут там, где им нравится, и предпочитают центры творческой активности. ...
Успехом пользуются места многомерные и неоднородные — они не обслуживают какую-либо одну промышленность или единственную демографическую группу; их отличает обилие творческих стимулов и креативное взаимодействие".
В целом, у России есть все шансы научиться "использовать глобальные потоки таланта" на благо своей экономики, считает Флорида. "Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат".
[articles: 48045,47892,48207]
13 млн революционеров?"Согласно самым строгим из моих критериев, — пишет Флорида, — в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т. е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях".
Вместе с тем, "с формированием креативного класса связаны глубокие и значительные перемены в наших привычках и методах работы, ценностях и стремлениях, а также в самой структуре нашей повседневной жизни", — констатирует экономист. Если феодальный строй опирался на рабочий класс и его же силами реформировался, то общество новейшего времени будет двигаться вперёд именно силами креативного класса.
По мнению политика Оксаны Дмитриевой, креативный класс уже показал себя в начале 90-х: именно его представители — интеллигенция и нарождавшийся малый бизнес — "выходили на митинги и защищали Белый дом", однако впоследствии именно они и пострадали больше всего.
В прошлом декабре представители российских креативщиков снова присоединились к акциям протеста. Многие корреспонденты, присутствовавшие на митингах на Чистопрудном бульваре и Болотной площади, отмечали, что заметную часть митингующих составляли не маргиналы и студенты, пришедшие "отстоять зарплату", а вполне состоявшиеся успешные люди — крупные менеджеры, бизнесмены, те самые "творческие" профессионалы, на которых возлагает надежды профессор Флорида. А спустя несколько дней в блогах Рунета распространилось заявление некоего объединения, которое провозгласило себя обществом представителей "креативного класса".
"Таких как мы называют — „средним классом“, „креативным классом“, „интеллигенцией“, „сердитыми городскими сообществами“.
Количество подобных людей в России — деятельных и творческих, желающих видеть долгосрочные и имеющие под собой основания планы на будущее, — растет с каждым днем. Часть из нас участвует в митингах протеста, часть — не участвует. Но и тех, и других определенно не устраивает сложившаяся в России ситуация — социальная, экономическая, политическая. ...
Мы за профессиональную власть, которая готова и может решать задачи развития, стоящие перед каждым из нас и перед Россией, мы за ответственное общество, мы хотим, чтобы никто не боялся вести честный и открытый диалог друг с другом". (Орфография и пунктуация оригинала.)
Кстати, в одной из бесед с AIF.RU известный экономист и публицист Михаил Хазин отметил, что грозящий миру экономический и политичский кризис больше всего затронет именно "креативный класс" (или "средний класс"), то есть около 40% населения западных стран, которые в одночасье упадут в нищету. А если это случится, Западу грозит социальная катастрофа и революция.
— Потому что 40% населения — это страшная, разрушительная сила. Они там всё разнесут, — сказал экспертю
Источник: Аргументы и Факты online