Владимир Мау: В России растёт спрос на «низкопробное» образование

Владимир Мау: В России растёт спрос на «низкопробное» образование
3 апреля 2012

Рубрика: Экономика и финансы

Стратегия развития российской экономики до 2020-го года ("стратегия-2020") содержит список мер, необходимых для реформирования системы образования. Реформировать надо потому, что у нас есть огромные проблемы школ, проблема качества среднего образования; ...


Стратегия развития российской экономики до 2020-го года ("стратегия-2020") содержит список мер, необходимых для реформирования системы образования.

Реформировать надо потому, что у нас есть огромные проблемы школ, проблема качества среднего образования; и, конечно, одной из ключевых является проблема высшего образования и его деградации.

Дело в том, что мы постепенно становимся страной всеобщего высшего образования, а точнее, всеобщего спроса на образовательные услуги. К сожалению, на это есть ряд объективных причин. А в итоге в стране неуклонно растёт востребованность "высшего некачественного" образования, а не профессионального.

Впрочем, когда говорят, что у нас деградирует университетское образование по сравнению с советским, это не совсем точно. Оно у нас деградирует, не потому, что все хорошие вузы вдруг стали плохими, а потому, что образование стало массовым.

Хороших вузов сейчас не меньше, чем было в конце 70-х годов; зато плохих вузов за это время появилось гораздо больше. Тогда, в советское время, высшее образование шли получать примерно 20% школьных выпускников; а сейчас, как мы знаем, у нас аж по 105% выпускников поступают в вуз — и все это на протяжении 10 лет. Странно было бы считать, что качество вузов будет оставаться на том же. То есть хорошие вузы есть, но их не больше, чем было 25-30 лет назад.

Это одна из проблем — мы стоим на месте.

С чем связан массовый спрос на высшее образование? Во-первых, с военным призывом. Убежден, что мы не решим проблему профессионального образования, пока у нас есть всеобщая воинская обязанность. Правительство идет к контрактной армии, но, мне кажется, это надо делать быстрее. Очень многие искажения, которые мы видим на рынке труда и в образовании, происходят именно потому, что молодые люди идут учиться не туда, где они смогут лучше всего приложить свои силы, а туда, где их не смогут забрать в армию.

Этот фактор обязательно надо учитывать.

[articles: 50852,50633]

Далее. Очень важно, с точки зрения профессионального образования, обеспечить процесс обединения науки и образования. Мы почему-то считаем, что университет — это место, где учатся люди от 17 до 25 лет, а на самом деле университет — это место, где занимаются наукой, а учиться можно в разных местах. Если это университет, который обеспечивает якобы вузовский диплом, но где не занимаются наукой, это техникум.

А непосредственно техникумов — какие были при Советском Союзе — у нас практические не осталось: многие из них переквалифицировались в вузы, но, по сути, так и не стали высшими учебными заведенями в полном смысле.

Именно поэтому ещё одной стратегической задачей является усиление спроса на вузовскую науку. В последние годы уже принимаются меры в этом направлении — скажем, государственное софинансирование разработок предприятий. Это когда государство заказывает у вуза какие-то разработки на 2 миллиона рублей, а потом доплачивает ещё 2 миллиона на финансиорование конкретных проектов. Это развитие в правильном направлении, равно как и усиление акцента на науку.

Следующая проблема заключается в том, что мы не можем успеть за ростом спроса на высшее образование; поэтому этот спрос удовлетворяется некачественными вузами.

У нас ведь не только очень много вузов стало, у нас стало очень много преподавателей. А хороших среди них — мало. Это часто оправдывают тем, что мол в каких-то вузах преподаватели получают очень хорошо, но в среднем по регионам преподавательская зарплата очень маленькая. Но я считаю, что логика должна быть такой: если вуз не может обеспечить достояные зарплаты сотрудникам, он должен закрываться.

Да, государство должно помочь подтянуть зарплаты до определённого уровня; сейчас Минфин прорабатывает эти вопросы, но, мне кажется, было бы очень неправильно механически поднять зарплаты до среднего уровня. Больше того: если, скажем, в юридическом или экономическом вузе зарплаты ниже, чем в среднем по региону, то с ним надо разбираться. Как он существует? Какие у него сотрудники? Это значит, что он опирается на худших преподавателей. Кроме того, довольно много вузов платят маленькие зарплаты просто потому, что они или продают дипломы, или давно не пользуются спросом.

На мой взгляд, оборотной стороной повышения зарплаты преподавателей до средней по региону должно быть сокращение количества вузов — хотя бы по критерию востребованности среди молодёжи.

  Беседовала Виктория Никитина
Зам. главного редактора
журнала "Банковское обозрение".


 

 

Владмир Мау в эфире AIF.RU

]]>

Источник: Аргументы и Факты online



Георгий Бовт: Спор о 2020-м
Один под названием «Стратегия-2020» по заказу Владимира Путина написан учёными под руководством ректора РАНХиГС при Президенте РФ Владимира Мау и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. Другой план изложен в предвыборной ...
Никита Кричевский: Бизнес в «зоне»
В декабре прошлого года премьер-министр В. Путин по­требовал вывести финансовые потоки стратегических отраслей России из офшорных зон. И поручил руководству госкомпаний в течение двух месяцев провести соответствующие проверки с привлечением ...
По уши в бондах. Россия влезла в долги, но переманила «спонсоров» Америки?
Как и обещал Минфин, Россия успешно вышла на рынок европейских гособлигаций и уже успела продать долговые обязательства на общую сумму в 7 млрд долл. Если верить данным "Рейтерс", это был один из крупнейших выпусков государственных ...
Владимир Мау: Повышать пенсионный возраст надо сразу до 90-95 лет
В развитых странах пенсионные средства граждан — это всегда источник инвестиций для всевозможных управляющих компаний и банков. Почему этого нет у нас? Ответов на этот вопрос несколько.Во-первых, существует такая проблема, как дефицит ...