Передел рынка. Почему российской промышленности не хватает 1,8 млн рабочих

Передел рынка. Почему российской промышленности не хватает 1,8 млн рабочих
19 фев 2014

Рубрика: Экономика и финансы

«Вакансий (рабочих. - Ред.), которые сейчас зарегистрированы в службе занятости, около 1,8 миллиона. Это говорит о серьёзной структурной разбалансированности рынка труда», - считает О. Голодец. Но только ли об этом? Имидж - всё «У рабочих специальностей в нашей ...


«Вакансий (рабочих.

- Ред.), которые сейчас зарегистрированы в службе занятости, около 1,8 миллиона. Это говорит о серьёзной структурной разбалансированности рынка труда», - считает О. Голодец. Но только ли об этом?

Имидж - всё

«У рабочих специальностей в нашей стране нет притягательного имиджа, - замечает Денис Бурцев, машинист мостового крана Серов­ского завода ферро­сплавов.

В прошлом году он победил в федеральном конкурсе «Лучший по профессии». - И, самое главное, притягательной зарплаты. Зачем тратить здоровье, если за те же и даже большие деньги можно бумажки перекладывать без особых усилий?» Машинистом у Дениса работала и мама, но это скорее исключение из правил. В России нет семейных династий рабочих (в отличие от европейских стран, где это не считается зазорным.

- Ред.), это «немодно».

Вице-премьер в своём заявлении заверила: политика государства будет нацелена на поддержку мобильности рабочей силы - пусть рабочие едут из родного региона работать, куда им хочется, заполняя вакантные места. Но о каком переезде можно говорить, когда большинство людей «с руками» из регионов если и думают о переезде в Москву, то с изменением социального статуса - с «рабочего» на «менеджера»? Без политической воли культивировать уважение и престиж трудовых специальностей, увы, вряд ли получится - слишком долго ручной или чернорабочий труд сознательно принижался в России. Детских стихов вроде «Чем пахнут ремёсла?» Родари (в переводе Маршака), восхваляющего людей рабочих специальностей в противовес «лодырю богатому», который «пахнет неважно», сегодня не выпускают. И даже родители-рабочие своим детям рассказывают о прелестях далёких от ручного труда профессий.

Лифт...

сломался

Ещё одна весомая причина непопулярности ручного труда - отсутствие социального лифта. В советские годы невозможно было представить, чтобы директором промышленного производства стал человек «со стороны», - карьерная лестница была вертикальной. «Требовалось несколько лет отработать инженером на производстве, стать ведущим инженером, начальником бригады или определённого участка, потом только возглавить отдел, и, отработав в руководящей должно­сти несколько лет, человек со способностями и амбициями мог претендовать на должность руководителя производства», - говорит Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качест­ва, бывший замминистра промышленно­сти СССР и РФ.

Сегодня правила поменялись: директорами (топ-менеджерами, управленцами) становятся люди, далёкие от производства. Идея о том, что в России востребованы и перспективны рабочие специальности, красива, но утопична.

Востребованы - да. Перспективны - вряд ли. Скорее всего, простой рабочий и простой инженер так и останутся на своих местах. А руководить ими будут люди, получившие корочку «менеджера» или имеющие «правильные» связи.

«Карьерной лестницы в промышленном производстве фактически не осталось, - считает Г.

Воронин. - Последствия этого страшнейшие: предприятиями руководят люди, которые понятия не имеют о том, как создаётся деталь, какими качествами она должна обладать, чем отличается правильно сделанный механизм от брака. Пресловутое россий­ское качество товаров, которое в советские годы было козырем, исчезло с приходом «профессиональных управленцев». И если в банках или «нефтянке» это может быть оправдано, то на производстве - никогда!»

Передел рынка

«С середины 2000-х годов в нашей стране началась эпоха управленцев, - сказали «АиФ» в Центре трудовых исследований Высшей школы экономики.

- В идеальной схеме предполагалось так: отработав 5-10 лет на производстве инженером, человек должен пойти и получить дополнительное образование менеджера. То есть узнать азы управления персоналом и экономические схемы». На практике получилось, что первая - и основная - составляющая оказалась ненужной. «Сложно представить, как можно руководить людьми, которые работают в цехах, если ты не стоял на их же месте и не представляешь, о чём они думают и что для них важно, - считает Михаил Погосян, президент Объединённой авиастроительной корпорации.

- А как разобраться в сложных случаях, наказать за ошибки?»

Интернет-опрос

Вы работаете по своей специальности?

Да, и меня это устраивает - 31% (96 голосов) Я не работаю - 30% (93 голоса) Нет, но хотел бы - 16% (48 голосов) Нет, не хочу - 16% (48 голосов) Да, но меня это не устраивает - 7% (21 голос)

Всего голосов: 306

Опрос проводился на сайте www.aif.ru

Источник: Аргументы и Факты online



Сколько составят выплаты при увольнении топ-менеджеров?
В новом Кодексе корпоративного управления рекомендуется ограничить выплаты при увольнении таких сотрудников двумя годовыми окладами. Правда, глава ЦБ Эльвира Набиуллина уточнила, что для госкомпаний правила будут жёстче - «всего-то» полугодовой заработок. При этом в кодексе ...
Доллар обновил максимум с 2009 года, евро приближается к уровню 49 руб.
Доллар обновил максимум с марта 2009 года, поднявшись выше отметки 35,56 рубля, достигнутой 4 февраля, в среду он дорожал до 35,588 рубля, свидетельствуют данные Московской биржи. Евро в свою очередь впервые в истории близок к психологически значимому уровню 49 рублей, ...
Россия продолжает вкачивать деньги в Украину
Россия не намерена отступаться от решения о выделении Украине кредита в $15 млрд, несмотря на сохраняющуюся в этой стране политическую неопределенность. Как заявил в понедельник министр финансов РФ Антон Силуанов, на этой неделе Москва приобретет очередной транш ...
«Аэрофлот» вошел в топ-5 самых пунктуальных авиакомпаний Европы
Москва, 17 февраля — АиФ-Москва. Компания «Аэрофлот» вошла в топ-5 самых пунктуальных авиакомпаний Европы. Таков итог отбора финалистов на международную премию, которую ежегодно присуждает авторитетный авиационный ресурс Flightstats за лучшие показатели пунктуальности в глобальной ...