Аркадий Трачук: «нужен рубль, хорошо защищённый и справедливо оценённый»

Рубрика: Экономика и финансы
Что ждёт копейку? Виктория Гудкова, «АиФ»: Аркадий Владимирович, не так давно глава Сбербанка Герман Греф призвал сократить количество наличности в обращении. Скоро реальным бумажным деньгам придёт конец? Аркадий Трачук: В большинстве стран Западной Европы количество ...
Что ждёт копейку?
Виктория Гудкова, «АиФ»: Аркадий Владимирович, не так давно глава Сбербанка Герман Греф призвал сократить количество наличности в обращении.
Скоро реальным бумажным деньгам придёт конец?
Аркадий Трачук: В большинстве стран Западной Европы количество платежей, которые совершаются наличными деньгами и безналичным способом в розничной торговле, сейчас примерно равное. В России доля безналичных платежей, совершённых гражданами в розничной торговле в 2014 г., — 15%. За 5 лет эта цифра выросла в три раза. Меры госрегулирования тут, на мой взгляд, не нужны.
Важно улучшать качество услуг, снижать компенсацию за платежи. Люди сами перейдут на удобные им способы платежей.
— Не боитесь, что Гознак останется без заказов?
— Заказ от Банка России — это треть всех заказов предприятия. Об увеличении наличных в обращении говорить не приходится, поэтому уже сейчас ориентируемся на другие виды продукции. Речь идёт о различных видах удостоверений личности.
Кроме того, в последние несколько лет активно работаем на рынке предоставления услуг по хранению и обработке электронных данных.
— В производстве российских денег используются импортные материалы. Изготовление купюр подорожало?
— Мы используем импортные материалы уже лет 40. В себестоимости банкнот их доля от 18 до 40% в зависимости от номинала. Увеличилась ли себестоимость из-за снижения курса рубля? Да.
Изменилась ли цена для Банка России? Нет. Просто Гознак в этом году получит меньше прибыли. Ряд компонентов, нужных для производства банкнот, у нас не производится. Использовать только российские материалы можно.
Но мы будем вынуждены поменять технологию, и, вероятно, будут какие-то изменения во внешнем виде банкнот.
— Кстати, об изменениях. Планируется ли выпуск новых купюр, например 10-тысячной?
— Решение о выпуске новых купюр принимает Банк России. Могу сказать лишь, что скоро в обращении появится банкнота, посвящённая воссоединению Крыма с Россией.
До этого у нас был только один подобный опыт — памятная купюра, посвящённая Олимпийским играм в Сочи. Мы выпустили 20 млн экземпляров, но все они разошлись по коллекционерам.
— Давно говорят об отмене мелочи. У вас какая позиция?
— Изготовление копеечных и 5-копеечных монет Банк России давно не заказывал. Из обращения они не изъяты, но реально в нём не участвуют.
10 и 50 копеек иногда чеканим, но и они оседают в карманах. Надо подождать, пока они сами уйдут из обращения. Хотя, не скрою, изготавливать мелкие монеты дорого, если сравнивать с их номиналом.
— Могут ли в России появиться пластиковые купюры?
— Долгое время все интеллектуальные права на пластиковую плёнку, на которой их печатают, принадлежали одной австралийской компании. Вопрос о целесообразности использования пластиковых банкнот у нас не обсуждался.
Недавно срок этих прав истёк. Посмотрим. Пока чётких доказательств, что выпуск пластиковых купюр выгоднее, нет. Кроме того, есть ряд других проблем.
Пластик в отличие от бумаги сложнее утилизировать.
Ценный брак
— Были ли на Гознаке ограбления или хищения?
— Ограблений не было. Попытки хищения были. Не так давно работник одного из монетных дворов пытался вынести с производства бракованную монету.
Для производства она брак, а для нумизматов представляет огромную ценность.
— То есть набить сумку купюрами и сбежать не пытаются?
— Это невозможно. В процесс вовлечена масса людей, контроль на каждом этапе производства. Листы, на которых идёт печать, печатная бригада получает по счёту и по счёту сдаёт. Если лист застрял в машине и разорвался, его обязаны достать, склеить и сдать как бракованный.
А вообще большинство работников Гознака не относятся к выпускаемым купюрам как к деньгам. Психологически для них это просто изделие.
— Мы часто слышим выражение «включить печатный станок». Кто его включает?
— (Улыбается.) Его включает печатная бригада, но к макроэкономике это не имеет отношения. Если говорить о самом процессе, то деньги печатаются постоянно.
— А если всё же о макроэкономике? Вы гендиректор производства, где печатают нацвалюту.
Может быть, именно вы знаете, какой рубль нам нужен — сильный или слабый?
— Нам нужен рубль, хорошо защищённый и справедливо оценённый. Слишком сильный снижает конкурентоспособность нашей экономики на мировых рынках, а слабый бьёт по карману населения. Нужен баланс. Он уже близко, но какое-то время мы ещё будем находиться в его поиске.
Источник: Аргументы и Факты online