Те, кому под 30

Рубрика: Экономика и финансы
Современному российскому предпринимательству 27 лет. За это время миллионы компаний успели родиться, развиться, мимикрировать или кануть в Лету. Где они, герои давно минувших дней? Много ли тех, кто до сих пор гордо держит голову? Большое — в малом Из первопроходцев, ...
Современному российскому предпринимательству 27 лет.
За это время миллионы компаний успели родиться, развиться, мимикрировать или кануть в Лету. Где они, герои давно минувших дней? Много ли тех, кто до сих пор гордо держит голову?
Большое — в малом
Из первопроходцев, создавших бизнесы в конце 80-х – начале 90-х, редко кого сегодня можно назвать успешным бизнесменом. Один из этих редких людей — Игорь Ашурбейли, председатель совета директоров и владелец группы компаний «Социум».
«Мало кто помнит, что предпринимательство родилось у нас в стране 10 июня 1988 г., потому что в этот день вступил в действие закон «О кооперации в СССР», — говорит Игорь Рауфович. — И именно в этот день зарегистрирована моя компания, которой в этом году исполняется 27 лет — столько же, сколько частному предпринимательству в России».
В своё время он был членом президиума Союза объединённых кооперативов СССР, созданного в 1995 г.
По его словам, больше 80% тех, кто сидел там с ним за одним столом, либо погибли, либо эмигрировали, либо в тюрьме, либо разорились. И только меньше чем у 20% бизнесы дожили до нашего времени.
Бизнес Ашурбейли не просто дожил — он развился в крупный холдинг, где более 30 предприятий, расположенных в 6 регионах страны. Но неизменным осталось название, под которым объединены очень разные по направлениям деятельности компании: помимо предприятий и НИИ оборонной промышленности, IT-технологии, производство медоборудования, операции на рынке недвижимости, финансовая и охранная деятельность и др. Стоит холдинг на семи «стволах», выросших из трёх «орешков».
«Это три простые вещи, которые необходимы человеку для жизни: еда, одежда, дом, — поясняет Ашурбейли.
— Я есть то, что я ем. Поэтому «еда», агарное направление бизнеса, и зеркально ему — «здоровье», медицинское направление. По одёжке встречают, по уму провожают. Поэтому «одежда» — направление, которое пока разрабатывается, и зеркально — «ум», оборонная промышленность и наукоёмкие технологи.
Мой дом — моя крепость. Значит, «дом» — деятельность на рынке недвижимости, и зеркально — «безопасность», охранные предприятия холдинга».
Уравновешивает это всё финансовый ствол. И ещё общий для всех направлений девиз: «Большое — в малом. Малое — в большом».
То есть бизнес не размыт в оффшорах, не разделён, а наоборот, собран воедино. И весь он белый, оформленный в единую и прозрачную компанию, где 100-процентный владелец — Игорь Ашурбейли. Долгое время он возглавлял одно из ведущих оборонных предприятий страны и до сих пор своим самым значительным проектом считает зенитную ракетную систему С-400 «Триумф». Понятно, что деятельность была связана с гостайной.
Но не только поэтому не возникало мысли об оффшорах или подставных владельцах своих компаний. Просто такие вещи, как он говорит, для него противоестественны.
«Самая большая наша гордость в том, что мы выжили, — считает владелец холдинга. — И когда мы слышим стоны по поводу нынешнего кризиса, они вызывают у нас улыбку. Для тех, кто прошёл путь с 1988 года, это обычное состояние бизнеса, потому что в поздние времена Советского Союза, а затем в России кризисы случались с завидной регулярностью.
Ну что ж, случился очередной — переживём и его».
Инвестиции — на свои
Впрочем, в цифрах отчётности за 2014 год, которые звучали на конференции руководящего состава холдинга, кризис не угадывался. Выручка — 11 млрд руб., чистая прибыль — 2 млрд руб., в 3 раза больше, чем год назад. Основной вклад, конечно, внесли оборонные предприятия — Арзамасский приборостроительный завод им. П.
И. Пландина, ООО «ФазАР», Научно-исследовательский институт «ЭЛПА». Да и сама конференция проходила не в каком-то пафосном зале, а в легендарном цехе, в котором были собраны первый образцы «Триумфа».
Важный показатель работы — фондоотдача. В холдинге по итогам прошлого года она составила 3,3 руб.
на 1 руб. основных средств. Насколько это хорошо, можно судить по данным Forbes. В его рейтинге за 2013 год, по словам Елены Абрамовой, финансового директора, российским лидером стала одна из ведущих нефтяных компаний с показателем 1,8.
Срок внедрения в производство новых разработок не превышает 400 дней.
Это железное правило, установленное в холдинге «Социум».
«Если вы не успеваете за 1,5 года выйти на рынок, в серию, то опаздываете, потому что за вами уже идут те, кто делает более новые разработки, — комментирует Игорь Ашурбейли. — Смартфоны, планшеты — каждый год ведь новые модели. Поэтому, если более полутора лет — вы уже безнадёжно отстали.
Конечно, в госсекторе выдержать такие сроки невозможно — там от 5 лет и до бесконечности. Но поскольку это частный бизнес, то можно гораздо быстрее походить все бюрократические препоны».
Чтобы не опаздывать, важно соответствовать сегодняшнему дню и технологически. Затраты на ремонт, модернизацию оборудования и приобретение основных средств составили в 2014 г. 1,1 млрд руб.
«Основной объём инвестиций мы сделали за счёт собственных средств, а не за счёт привлечения бюджетных денег», — с гордостью сообщила участникам конференции финансовый директор.
Она же, как глава рейтинговой комиссии, подвела и итоги корпоративного соревнования (если проводить аналогии с былыми временами).
По названию номинаций видны приоритеты бизнеса — кроме традиционных оценок максимальной выработки и финансовых результатов, награды вручались лучшей социально ориентированной компании и проекту года.
Кадры решают всё!
Но значительно больше времени это сообщество деловых людей уделило не финансовым итогам, а людям, которые работают в холдинге.
Андрей Данько, корпоративный директор, вспомнил известное изречение «Кадры решают всё!» и объяснил, почему этот тезис актуален и для частного холдинга: «Да, цель бизнеса — извлечение прибыли. Но есть и корпоративная ответственность, которая означает принятие на себя ответственности за качество жизни сотрудников. Задача бизнеса — мотивация и поддержка их, обеспечение льгот и гарантий, стимулирующих к труду».
Создатель холдинга считает, что «благодаря команде, удавалось выходить из всех кризисов», и чувствует ответственность не только за 8 тысяч сотрудников, но и за их семьи — а это уже более 26 тысяч человек.
Он гордится тем, что даже в самые тяжёлые времена ни на один день не задерживалась выплата зарплат. В прошлом году на зарплаты ушло 2 млрд 600 млн рублей. На конференции подробно представлена социальная программа: медицинские страховки, годовые премии, премии к юбилеям, дополнительные выплаты и оплачиваемые дни к отпускам...
Отдельная затяжная, но очень трогательная часть — чествование ветеранов.
Помимо выплат и дополнительных дней к отпуску, долгожителям холдинга отныне будут вручать памятные знаки — за 10 и более лет работы, 15 и более, 20 и более. Сегодня 100 с лишним человек работают здесь больше 10–15 лет, и 16 человек — больше 20 лет. Этим 16-ти знаки вручал сам бенефициар. И с каждым — тёплые объятия, каждый говорил ему что-то личное, по-человечески тёплое.
Люди, с которых всё начиналось, — уже не просто сотрудники и даже не только соратники, они отчасти уже родные.
Что после бизнеса?
Вернувшись после госпредприятия в частный бизнес, Ашурбейли переформатировал его, структурировал, установив на семь «стволов», и — передал оперативное управление сыну.
«В бизнесе я закончил своё существование, — говорит создатель успешного холдинга. — И теперь мои любимые проекты — в области благотворительности, Императорского православного Палестинского общества, площадок для расширения международного сотрудничества. Мне очень дорог проект создания образцового муниципального образования — сельского поселения в моём родовом селе по материнской линии.
Это Хирино Нижегородской области. Село разрушалось. В нём оставалось менее 200 жителей, не было ни школы, ни библиотеки, ни медицинского пункта. А мы начали создавать там качественно новое поселение.
Уже подняли из руин церковь, в XVII веке построенную по проекту Баженова, купили более 600 га пахотных, но не возделываемых земель. Скоро начнём строить новые дома. И рассчитываем, что жителей там станет 3 тысячи. В основу жизни будут положены принципы взаимоуважения и доброго отношения к труду.
Там будут производить качественную и экологичную продукцию, которой сможем накормить в первую очередь сотрудников нашего холдинга».
Руслан Ашурбейли, нынешний генеральный директор холдинга, в полной мере разделяет бизнес-философию и жизненные принципы отца.
«Основные задачи холдинга — это формирование условий для постоянного роста и совершенствования научной и производственно-технологической базы, а также для личного роста сотрудников. И мы создаём условия не только для развития их творческого потенциала, но и для обеспечения высокого материального уровня», — говорит он.
И вместе с отцом радуется тому, что корпоративные новогодние праздники с каждым годом собирают всё больше детей — значит, растёт семья. Ведь «Социум» — это прежде всего люди, простые и порядочные люди со своими детьми, мужьями и жёнами, родителями. Так здесь говорят и так чувствуют.
Источник: Аргументы и Факты online