Лукашенко идет в обход России

Лукашенко идет в обход России
3 фев 2016

Рубрика: Экономика и финансы

Кабинет министров Украины подписал с Литвой меморандум об объединении проекта "Шелковый путь" с проектом "Викинг". Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе совещания в украинской железнодорожной компании "Укрзализныця". Таким образом, ...


Кабинет министров Украины подписал с Литвой меморандум об объединении проекта "Шелковый путь" с проектом "Викинг". Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе совещания в украинской железнодорожной компании "Укрзализныця". Таким образом, Литва станет первой страной-членом Евросоюза, которая присоединится к железнодорожному маршруту, идущему в обход России. Белоруссия, хоть и не участвовала в подписании меморандума, также к ним присоединится, поскольку уже участвует в проекте "Викинг".

Фото: сайт "Укрзализныци"

Речь идет о поезде комбинированного транспорта "Викинг", который проходит по территории Литвы, Украины и Белоруссии и соединяет цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей.

Поезд начал курсировать на регулярной основе в 2003 году. Это совместный проект железных дорог Литвы, Украины и Белоруссии, стивидорных компаний (компании, связанные с погрузочно-разгрузочными работами) и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Общая протяженность маршрута Драугисте (Литва) - Минск (Белоруссия) - Ильичевск (Украина) - 1753 километра. Объем грузоперевозок "Викинга" колеблется от 2 до 5 тыс. контейнеров в год. За восемь месяцев 2015 г. объем перевозок составил 3,92 тыс. контейнеров.

Обсуждение возможных путей грузоперевозок из Азии в Центральную Азию и Европу в обход России активизировалось в прошлом году, хотя сам транскаспийский маршрут, носящий название "Шелковый ветер", был разработан еще в конце 2012 года.

Работа над "Шелковым ветром" велась в рамках другого транспортно-логистического проекта TRACECA (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), цель которого - укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии.

Пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно. В прошлом году по нему было пущено только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая. Первый, из китайского Шихэцзы в азербайджанский порт Алят, состоял из 82 контейнеров с каустической содой и был запущен в августе. Второй, прибывший из китайского Алашанькоу в Тбилиси в начале октября, состоял уже из 44 контейнеров. Третий поезд, проследовавший до Стамбула в декабре 2015 г., насчитывал всего 21 контейнер.

В январе 2016 г. Транскаспийский маршрут сделал новый поворот - на Украину.

Из-за вступления в силу новых правил транзит грузов из Украины через территорию России практически прекратился. Согласно указу президента России, все авто- и железнодорожные перевозки с Украины в Казахстан должны осуществляться только через пункты на российско-белорусской границе и только в опломбированных емкостях, оборудованных средствами идентификации на базе ГЛОНАСС.

Однако Украина, для которой Казахстан - важный торговый партнер, попыталась найти возможность доставки грузов в обход России и 15 января запустила первый демонстрационный контейнерный поезд из Ильичевска в Казахстан (конечная станция - Достык, на границе с Китаем) через территорию Грузии и Азербайджана. Поезд был гружен товарами для экспорта в Казахстан, в основном продуктами питания и напитками – это одна из главных статей экспорта с Украины в Казахстан.

Несмотря на то что расчетное время прохождения, как заявлялось украинской стороной, должно было составить сначала девять суток, а потом уже не больше двух недель, поезд добрался до станции Достык только спустя 16 суток: два дня поезд потерял из-за простоя, связанного с задержкой в оплате со стороны заказчика.

Украинская сторона настаивает на том, что использование Транскаспийского маршрута может сократить время в пути в несколько раз по сравнению с морскими перевозками, которые пока лидируют в способах доставки грузов из Китая в Европу. Если по морю груз идет в Европу 40 - 45 дней, то по маршруту "Шелкового ветра" время сократится в три - четыре раза. Конкурентоспособной будет и стоимость грузоперевозок: по словам украинского министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, доставка по маршруту будет сравнима с российским транзитом.

Во вторник, 2 февраля, Арсений Яценюк заявил о необходимости сокращения времени движения нового контейнерного поезда по "Шелковому пути" до 10 суток. "Это позволит нам сократить затраты на транзит и ускорить его. Сейчас стоимость перевозки одного контейнера около $5,5 тыс., это, признаться, несколько дороже, чем традиционный путь через Россию", - сказал украинский премьер.

Впрочем, по мнению экспертов, Транскаспийский маршрут пока все равно не готов к существенному увеличению грузоперевозки.

Главный его недостаток - частая смена модальности. Поезд преодолевает две паромные переправы - через Черное море (Ильичевск - Батуми) и через Каспийское (Алят - Актау). Усложняет процесс доставки грузов и необходимость прохождения нескольких таможенных режимов на пути следования.

Сдерживающим фактором выступает и серьезная инфраструктурная неготовность этого пути. Так, между Ильичевском и Батуми курсируют лишь два парома, а в порту Актау только два причала могут осуществлять прием контейнерных грузов.

"Поезд "Викинг" коммерческий, достаточно успешный проект, но он занимается тем, что перекидывает некоторые излишки грузов между портами Клайпеды и Ильичевска, не самыми крупными контейнерными портами", - отметил руководитель агентства Ifranews Алексей Безбородов. По его словам, ожидать массового оттока грузов с российского транзита не приходится.

После присоединения Литвы и Белоруссии к проекту они также смогут отправлять грузы, минуя российскую территорию. "Викинг" из Клайпеды также получит возможность поставлять свои товары непосредственно в Китай в обход России", - заявил Яценюк.

Но остается открытым вопрос, что Литва в рамках "Викинга" может экспортировать в Китай.

Сейчас контейнерный поезд везет в направлении Украины электроприборы, машинное оборудование, тракторы, полиэтилен, изделия из черных металлов. Нужны ли эти товары Китаю и, если нет, зачем Литве и Белоруссии присоединяться к Транскаспийскому маршруту?

"Литва - член НАТО и Евросоюза, страна, очень критично относящаяся к России. Белоруссия - член ОДКБ и Евразийского союза, то есть по идее наш ближайший союзник. Но Минск занимает максимально осторожную позицию в отношении России и демонстрирует, что у него есть партнеры помимо Москвы", - говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Источник: YTPO.ru



Последний фейерверк Рублёвки. Удастся ли президенту победить коррупцию?
Скромнее стали себя вести и «новые русские» из числа так называемых «авторитетных бизнесменов». Их на Рублёвке много. В последние годы их всё труднее отличать от остатков советской элиты и от «прилично богатых»: золотые цепи в палец толщиной они не носят, на фене стараются не ...
Комплексная модернизация и новейшие технологии. Как экономят энергетики?
Об оптимизации договорились на переговорах главы компаний - Николай Шульгинов и Леопольд Хенингер - в Москве. По контракту, заключённому в 2011 году, австрийцы, одни из ведущих мировых производителей гидротурбин, поставляют оборудование для Саратовской ГЭС, на которой ...
Госдолг США вырос до 19 триллионов долларов
Минфин США опубликовал данные, согласно которым, в конце минувшей недели госдолг США достиг 19,013 триллиона долларов, передает Интерфакс. Сообщается, что большая часть долга, около 14 триллионов, составляет так называемый, public debt. Кредиторами по нему являются частные ...
Глава Счетной палаты выступила против увеличения госдолга России - СМИ
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что увеличение государственного долга РФ является самым крайним из антикризисных методов, пишет газета Ведомости. Голикова отметила, что эта мера стала бы последней, на которую она пошла. «В зависимости от объемов привлечения ...