Правила игры диктует потребитель

Правила игры диктует потребитель
12 фев 2016

Рубрика: Экономика и финансы

В 2015 году расходы россиян выросли на 15%. В том числе на 17% увеличились траты на товары первой необходимости. При этом 40% российских домохозяйств более половины своей продуктовой корзины производят сами, то есть кормятся за счет огородов, рассказал президент исследовательского ...


В 2015 году расходы россиян выросли на 15%. В том числе на 17% увеличились траты на товары первой необходимости. При этом 40% российских домохозяйств более половины своей продуктовой корзины производят сами, то есть кормятся за счет огородов, рассказал президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин на продовольственном форуме, прошедшем в рамках выставки "Продэкспо-2016".

Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Частота покупок увеличилась почти на 4%, потребители стали чаще ходить по магазинам - в среднем три раза в неделю. Но не потому, что стали больше потреблять, а потому, что ищут более выгодные цены.

"Люди действительно стали чаще ходить в магазины", - подтвердила директор по маркетингу и поддержке формата дискаунтер торговой сети "Пятерочка" (X5 Retail Group) Полина Киселева.

По основным категориям продуктов (мясо, рыба, молочка, овощи и фрукты, бакалея) в денежном выражении все продажи, по данным "Ромир", заметно выросли из-за девальвации рубля и инфляции. Большую долю в продуктовой корзине россиян занимает мясо - 20%. Но покупать его стали меньше - в натуральном выражении продажи мяса снизились на 3%. А вот от рыбы потребители и вовсе почти отказались. Ее доля в корзине составляет всего 4%, в натуральном выражении продажи упали на 10%.

Судя по всему, граждане вынуждено переходят на крупы и макароны. В натуральном выражении продажи бакалейной продукции увеличились на 6%, в денежном - сразу на 25%. Ее доля в потребительской корзине сегодня составляет 11%.

Чуть больше (13%) приходится на долю овощей и фруктов, покупать их стали немного чаще, но всего на 2%. Однако и этот слабый рост обеспечили не какие-нибудь баклажаны и брюссельская капуста, и уж тем более не фрукты, а такие "друзья бедняков", как свекла, морковь и - главное! - картофель, отметили представители торговых сетей.

На долю молочных продуктов в корзине среднестатистического потребителя сегодня приходится 14%. В натуральном выражении их продажи выросли буквально символически - на 1%.

При этом россияне стали чаще покупать упаковку молока по 0,5 л, и реже - по 1 литру. С одной стороны, это может быть свидетельством того, что граждане стали в принципе пить меньше молока, с другой - не исключено, что они просто стали бережливее.

Небольшим семьям и одиноким людям не всегда удается выпить литр молока до истечения срока его годности. И если раньше незначительный прокисший остаток продукта спокойно выливали, то теперь покупают меньшую упаковку, чтобы успеть вовремя его употребить до дна.

Оценивая последствия импортозамещения, многие россияне отметили улучшение качества овощей и мяса. Качество молока, масла и молочных продуктов, по мнению большинства, не изменилось. А вот качество сыров, фруктов, рыбы и рыбной продукции снизилось. Особенно не повезло сырам, что вовсе не удивительно, учитывая негативный информационный фон вокруг них - в итоге 33% россиян полагают, что это продукт стал хуже. Фруктами менее довольны 20%, рыбой - 19%.

Экономят сегодня практически все. Но по-разному, отметили социологи "Ромир". Они разделили потребителей на четыре категории с точки зрения применяемой ими стратегии экономии.

Первая и самая многочисленная - оптимизаторы (44%). Они выбирают более дешевые марки, чем раньше, и стараются вообще не покупать дорогих продуктов.

Вторая по объему категория - рационалисты (26%). Они стараются составлять списки необходимых продуктов и всегда им следовать, а также покупают продукты питания только в том случае, если полностью уверены, что съедят их, а не выкинут на помойку.

Далее следуют так называемые cherry pickers (16%) - те, кто "снимает вишенку". Более 50% их покупок - промоакции, они выбирают магазины со специальными предложениями и всегда ищут скидки на те товары, которые потребляют регулярно.

Оставшиеся 14% - это запасливые. Они реже ходят за продуктами, чтобы контролировать бюджет, и закупают их впрок.

Представители крупных торговых сетей констатировали увеличение интереса покупателей к продуктам собственных торговых марок (СТМ). По данным "Ромир", более половины россиян хотя бы раз в квартал приобретали СТМ из какой-либо категории. Особенно привержены им женщины старше 40 лет.

По словам Полины Киселевой, все традиционные форматы торговли сегодня теряют покупателей, которые уходят к дискаунтерам - только такие магазины оказываются в плюсе. И вообще, переключение на более дешевые форматы заметно во всем - бренды, торговые точки, размер упаковки, промоакции. И это наиболее активное изменение в потребительском поведении. Причем самая работающая акция - это простая скидка. Однако даже она не всегда оказывается эффективной, если покупатель понимает, что все равно переплачивает. Потребитель стал крайне осторожным: все подсчитывает, запоминает, и не торопится хватать с полки товар только потому, что под ним стоит желтый ценник.

В локальной торговой сети "Караван" из города Пензы самый типичный для сегодняшнего дня тип покупателей назвали "бабушка легкого поведения", поскольку именно с такими старушками он, в первую очередь, ассоциируется. У "бабушек" много свободного времени, они могут обежать весь город в поисках наиболее выгодных цен и при этом еще подружкам и соседям расскажут о самых удачных "находках". Даже в акционных товарах "бабушки" выбирают самые выгодные (практически на грани себестоимости). И средний чек у них, как правило, невысокий. Да и вообще рациональный профиль потребления. Разумеется, к этим условным "бабушкам" могут относиться лица любого пола и возраста.

За последний год у покупателей сформировались новые привычки и стратегии поведения, и чтобы остаться на полке и на рынке их нужно не просто знать - их нужно чувствовать, резюмировали эксперты.

Источник: YTPO.ru



Европа может отказаться от купюр в 500 евро
Европейский центробанк может в скором времени отказаться от купюр номиналом в 500 евро, сообщил член правления ЕЦБ Бенуа Кёре в интервью французскому изданию Le Parisien. По его словам, аргументов в пользу такого решения все больше, в частности у властей есть все основания ...
«Уралвагонзавод» опроверг слухи о массовых сокращениях
«Уралвагонзавод» опроверг информацию о массовых сокращениях на предприятии, передает РИА Новости. Отмечается, что на заводе проходит плановая оптимизация за счет упразднения вакантных мест. Ранее СМИ сообщали, что в связи с массовыми сокращениями на заводе рабочие предприятия ...
Путин: власти продолжат поддерживать «КамАЗ»
Президент РФ Владимир Путин пообещал заводу «КамАЗ» дальнейшую поддержку властей. Такое заявление глава государства сделал во время посещения завода сегодня, пишет РИА Новости. По его словам, поддержку предприятию власти будут оказывать, несмотря ни на какие сложности ...
Категория «суперстар». Как вернуть деньги за просроченный товар
Роспотребнадзор проверил одну из известных продуктовых сетей города и нашёл просрочку в 14 магазинах из 71. За это (и за многие другие прегрешения) коммерсантам выписали 22,7 млн руб. штрафов. К сожалению, «великовозрастный» товар сегодня не редкость на прилавках столицы. ...