Льготы - мимо бедных. Почему до нуждающихся доходит лишь четверть выплат?
Рубрика: Бизнес и деньги
Об итогах исследования «АиФ» рассказал директор НИФИ Владимир Назаров. Сколько стоит соцпомощь?- Государство тратит на соцподдержку 2,5 трлн руб. (или 3,2% ВВП), из которых 1,4 трлн руб. поступает из федерального бюджета и 1,1 трлн руб. - из региональных. ...
Об итогах исследования «АиФ» рассказал директор НИФИ Владимир Назаров.
Сколько стоит соцпомощь?
- Государство тратит на соцподдержку 2,5 трлн руб. (или 3,2% ВВП), из которых 1,4 трлн руб. поступает из федерального бюджета и 1,1 трлн руб. - из региональных.
Это меньше, чем расходует на те же цели Европа, но значительно больше, чем львиная доля стран с переходной экономикой. По количеству выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер - у нас 800 федеральных мер соцподдержки и в среднем ещё по 100 в каждом регионе. Но вот отдача от израсходованных средств низкая. Потому что бльшая часть выплат достаётся далеко не бедным слоям населения.
Соцподдержку получают 65% граждан РФ. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%. В странах с сопоставимыми социальными расходами эффективность мер поддержки значительно выше.
И, если хотя бы треть выделяемых средств попадала бы к действительно малоимущим, теоретически в России удалось бы решить проблему бедности.
Деньги - депутатам и красоткам
Действующие меры поддержки направлены в первую очередь не на помощь нуждающимся, а на поощрение граждан, имеющих заслуги перед государством, на обеспечение привлекательности гражданской службы или службы в условиях повышенного риска.
В регионах встречаются уникальные категории получателей соцпомощи - например, «активисты ветеранских организаций». Или совсем экзотические - призёры фестиваля «Краса России». Больше всего регионы тратят на ветеранов труда - это не только деньги, но и натуральные льготы на оплату жилья и проезда.
Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране. А когда нужно снижать расходы, регионы сокращают траты не на ветеранов труда, а на поддержку семей с детьми.
Кроме того, у нас в стране много вариантов помощи, предоставляемой в связи с особыми условиями труда или службы. Государство выступает как работодатель и фактически даёт работнику социальный пакет. На федеральном уровне его получают гражданские и военнослужащие, парламентарии, судьи, работники полиции, спасатели и сотрудники других силовых ведомств, а также супруги, дети и члены семей граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Среди особых случаев в регионах можно привести пример таких категорий получателей, как руководители госпредприятий, депутаты региона, члены всероссийских творческих союзов писателей, художников и их вдовы (вдовцы). В этот же ряд можно поставить и такую уникальную «категорию», как, например, вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей прокурора.
Как помочь неимущим?
Система соцподдержки населения в России сложная, непрозрачная и тяжело управляемая: мер крайне много, за них отвечают разные ведомства, которые слабо координируют работу между собой. Часто федеральные и региональные дублируют друг друга, а единого регистра получателей помощи нет.
Регионы, как правило, начинают вводить критерии нуждаемости, которые ограничивают списки получателей помощи, в первую очередь для семей с детьми, а не для «заслуженных», «почётных» или ветеранов труда. При этом действия региональных властей в большей степени направлены на экономию средств, а не на их перераспределение в пользу наиболее нуждающихся - размер выплат малоимущим в результате экономии чаще всего не увеличивается. Поэтому именно на федеральном уровне должна быть разработана концепция реформы системы мер соцподдержки.
Пора провести их полную инвентаризацию, убрать ограничения федерального законодательства на применение принципов адресности и нуждаемости. Нужно рассмотреть дополнительные возможности поиска средств - например, отменить некоторые налоговые льготы по НДС, от которых основную выгоду получают импортёры, сфера торговли и наиболее состоятельные граждане.
Кроме того, стоит использовать нынешние ресурсы более эффективно, перераспределив их в пользу бедных. Также придётся ввести критерии нуждаемости для тех категорий льготников, к которым они пока не применялись.
Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым слоям населения нет. Сейчас большинство бедных - это семьи с детьми.
Поэтому акцент на помощь нуждающимся - это, по сути, инвестирование в человеческий капитал, в будущее нашей страны.
Источник: Аргументы и Факты online