Через тернии к звёздам. Сколько стоит полететь в космос?
Рубрика: Экономика и финансы
Если раньше космос был предметом мечтаний и уделом только избранных, то сейчас ощутить невесомость или совершить путешествие к звёздам может практически каждый, были бы деньги. На смену профессиональным полётам на орбиту приходит космический туризм. Желающих стать космонавтами ...
Если раньше космос был предметом мечтаний и уделом только избранных, то сейчас ощутить невесомость или совершить путешествие к звёздам может практически каждый, были бы деньги.
На смену профессиональным полётам на орбиту приходит космический туризм. Желающих стать космонавтами не отпугивает ни длительная предполётная подготовка, ни высокие риски, поэтому с каждым годом этот экстремальный вид отдыха становится всё более популярным.
Невесомость для всех
«Бюджетным» вариантом космического туризма является программа суборбитальных полётов, при которых корабль не выходит на орбиту – воздушное судно отправляется на большую высоту (около 100 километров), на которой находится некоторое время, а затем падает вниз, за счёт чего пассажиры могут ощутить все прелести состояния невесомости.
Суборбитальные полёты – это близкая перспектива космического туризма, полагает академик Российской академии космонавтики имени К.
Э. Циолковского Александр Железняков. По его словам, сейчас несколько компаний (Space Adventures, Another day universe и Virgin Galactiс – ред.) разрабатывают летательные аппараты с такой динамикой, что можно говорить, что в 2014 году начнут проводиться более-менее регулярные рейсы. «Стоимость билета составляет около 100 тысяч долларов, что по силам так называемому среднему классу.
Когда такие рейсы будут массовыми, тогда их цена упадёт до уровня 40–50 тысяч долларов, но не ниже», – рассказал Железняков АиФ.ru.
У суборбитальных рейсов есть альтернатива – дочернее предприятие компании ZERO-G помогает подготовиться к полёту в космос. Туристы испытывают состояние искусственной невесомости или лунной гравитации. Стоимость полёта на модифицированном самолёте Boeing 727-200 оценивается примерно в 30 тысяч долларов, с которых ещё надо доплатить налог в размере 5 %.
Космические цены
Перед тем как полететь в космос, необходимо пройти специальное обследование, и если его результаты окажутся успешными, будущему космонавту предстоит встать в очередь (на 2–3 года).
Организацией орбитальных космических туров занимается агентство Space Adventures, которое планирует уже в этом году увеличить число полётов. Цена за рейс к звёздам у этой компании составляет 15 миллионов долларов, но к 2015 году планируется понижение тарифов – до 100 тысяч долларов, благодаря технологическому развитию. Кроме того, Space Adventures намерена ввести для своих клиентов новую услугу – выход в открытый космос за 15 миллионов долларов, правда, на это удовольствие скидки пока не планируются.
Ещё одним игроком на рынке космического туризма является компания XCOR, предлагающая полететь в космос на корабле Lynx. Стоимость путешествия с этим туроператором обойдётся всего в 95 тысяч долларов по предварительному заказу.
Говорить о скором понижении цен на туристические полёты в космос сейчас слишком рано. Эксперты считают, что орбитальный туризм ещё как минимум двадцать лет будет оставаться уделом богатых.
В настоящее время стоимость достаточно велика, а полётов совершается не так много. Также для доступности массовых полётов в космос необходима разработка частных пилотируемых кораблей типа Dragon.
Развитие космического туризма – выгодное дело, считает Железняков: «Представьте себе, на разработку одного летательного аппарата компания потратит примерно 10 миллионов долларов, включая разработку, постройку, испытания. Дальше, когда она начнёт выпускать эти аппараты серийно, будет потрачено ещё несколько миллионов долларов.
При интенсивности полётов раз в неделю затраты покроются через два года, следовательно, с третьего года появится прибыль».
Как бы то ни было, но в России такими проектами никто не занимается. «У нас есть место для проектов, но только на уровне бумаги. Поэтому наша страна в ближайшем времени вряд ли присоединится к этим компаниям», – рассуждает Железняков.
По его мнению, РФ выйдет на рынок космического туризма только тогда, когда частный бизнес обратит внимание на ракетно-космическую отрасль. Например, в США первоначально частные компании занимались не созданием суборбитальных аппаратов, а разработкой ракет, способных выводить спутники в космос. До того момента, когда Россия запустит частный туристический аппарат, должен пройти не один год, полагает эксперт.
Вперёд, на Марс!
Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который совершил свой полёт на МКС на борту российского корабля «Союз» 28 апреля 2001 года.
Тогда Тито заплатил Федеральному космическому агентству России (Роскосмос) 20 миллионов долларов.
В феврале этого года американец организовал фонд Inspiration Mars Foundation, целью которого является проведение космического круиза к Марсу в 2018 году. Проект Тито не предусматривает даже выхода на орбиту вокруг Марса, однако желающих принять участие в этом полёте появилось немало. Во сколько обойдётся такое грандиозное путешествие, пока не сообщается, но если учитывать, что его продолжительность составит 501 день, можно предположить, что цена будет как минимум 25 миллионов долларов.
В качестве транспортного средства для путешествия к Марсу мультимиллионер планирует использовать частный корабль Dragon, который на сегодняшний день совершил уже три рейса к МКС. Правда, для полёта к Красной планете надёжность летательного аппарата необходимо повысить из-за большой продолжительности круиза. Возможность просто не вернуться из космического рейса волнует космических туристов в последнюю очередь. Александр Железняков подчёркивает, что коммерческие предприятия всё же больше заинтересованы в прибыли, поэтому вопрос безопасности перед ними стоит не в такой степени, как в правительственных организациях (NASA или Роскосмос).
Однако, как показывает практика авиации, если на первом этапе разработки космического корабля уделять пристальное внимание его надёжности, последующая эксплуатация аппаратов будет достаточное безопасной. Во всяком случае, к моменту, когда частные полёты в космос станут более доступными, их надёжность всё-таки увеличится.
Источник: Аргументы и Факты online