Авиапром совершает крен

Авиапром совершает крен
30 дек 2016

Рубрика: Экономика и финансы

Российский власти, озабоченные засильем "Боингов" и "Аэробусов" в отечественных авиакомпаниях, намерены не только увеличить выпуск российских пассажирских самолетов, но и заработать на этом $43 миллиарда. Правда, предложить рынку авиапром может немного: ...


Российский власти, озабоченные засильем "Боингов" и "Аэробусов" в отечественных авиакомпаниях, намерены не только увеличить выпуск российских пассажирских самолетов, но и заработать на этом $43 миллиарда. Правда, предложить рынку авиапром может немного: Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Первый производится серийно, а второй только готовится к испытаниям.

Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Пока в мире авторитет российского авиапрома основывается на военных самолетах, которые имеют хороший спрос в развивающихся странах. Если учитывать самолеты всех типов, то наши авиапроизводители прочно удерживают третье место, пропуская вперед только США и Францию.

Но если взять гражданские самолеты, то здесь наши позиции куда более слабы. Если не учитывать вертолеты, то предложить миру пока мы можем только один самолет: ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100. Он спроектирован с учетом всех современных требований по шумности, экологическому воздействию, рентабельности, но покупают его в основном российские авиакомпании.

Сектор среднемагистральных самолетов должен занять МС-21, начало производства которого запланировано на 2018 год. И несмотря на то, что эта машина обещает быть на 6-7% экономичней ближайших конкурентов - "Боинг 737" и "Аэробус A320" - пробиваться на мировой рынок ей будет очень сложно, уверены эксперты.

Статистика мирового рынка подтверждает это. Российским самолетам принадлежит только 1% в секторе пассажирских лайнеров и 3% в секторе вертолетов. В военном сегменте наши позиции куда более впечатляющи: 16% по самолетам и 17% по вертолетам.

Однако гражданский сектор - самый прибыльный, и это подтверждают лидеры рынка. Заработки США и Франции на ниве пассажирских самолетов составляют $97 млрд и $55 млрд соответственно. Что касается России, то наши производители выпустили самолетов только на $11 миллиардов.

Поэтому в новой Стратегии развития отрасли до 2030 года, основное внимание уделяется гражданскому авиарынку. Этот документ оказался в распоряжении Life. Эксперты Минпромторга называют этот сектор "якорным", хотя и признают, что емкость отечественного авиарынка невелика. В частности, спрос на гражданские самолеты в России в 10 раз меньше, чем в ЕС, и он существенно не увеличится даже при условии роста платежеспособности и мобильности населения. Так, пассажиропоток в РФ в 2030 г. прогнозируется на уровне 470 млрд пасс/км, что почти вдвое ниже текущего пассажирооборота ЕС и в разы ниже пассажирооборота в Китае и Северной Америке.

Поэтому в ведомстве полагают, что для достижения необходимых масштабов производства и сокращения издержек нашим гражданским авиастроителям необходим выход на зарубежный рынок, в частности, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегией предусмотрено также развитие кооперации с лидерами рынка. "Создание условий для международной кооперации будет достигнуто, в том числе, за счет политической поддержки со стороны государства, участия России в выработке правил регулирования мировой экономики и международной торговли", - говорится в документе.

Особая забота – развитие производства комплектующих, локализация производства иностранной продукции, а также совместные разработки и исследования. Одна из серьезных претензий к Sukhoi Superjet 100 заключается в том, что порядка 80% комплектующих - иностранного производства, и колебания валютного рынка сильно отражаются на стоимости обслуживания этого самолета.

Однако достичь хороших конкурентных позиций невозможно без повышения производительности труда в отрасли. По статистике Минпромторга, в 2014 г. выработка на одного работника в РФ составила около $64 тыс. Аналогичный показатель во Франции составил $500 тыс., а в США - $400 тысяч

Решение проблемы авторы доклада видят в привлечении частного капитала. Однако для этого потребуется поддержка государства, так как "условия частных инвестиций в авиационную промышленность остаются неблагоприятными".

В целом реализация мероприятий, заложенных с стратегии, должна обеспечить достижение к 2030 году выручку по отрасли в размере 2,6 трлн рублей.

Правительство уже сегодня делает шаги, направленные на решение проблем отрасли. В частности, глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании Авиационной коллегии при правительстве России, сообщается на сайте кабинета министров. "Создание Авиационной коллегии необходимо для улучшения координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники",— говорится в документе.

Ранее говорилось, что новый орган будет аналогичен Морской коллегии. Это – уже вторая попытка правительства создать координирующий орган для гражданского авиапрома, отмечает "КоммерсантЪ".

Сегодня российский авиарынок привлекает внимание и иностранных производителей. В частности, компания Boeing в докладе о состоянии российского рынка отмечала, что в ближайшие 20 лет авиаперевозчикам России и СНГ потребуются 1170 новых самолётов, общая стоимость которых $140 млрд.

На мировом рынке в это время спрос составит 39 тыс. 620 машин, и наиболее востребованными будут широкофюзеляжные лайнеры, которых российский авиапром пока не производит.

Источник: YTPO.ru



Подача газа в Крым с материковой части РФ начнется 27 декабря – источник
Подавать газ с материковой части России в Крым начнут сегодня, 27 декабря, сообщает РИА Новости, ссылаясь на источник, знакомый с ситуацией. По его данным, газопровод «Джанкой-Феодосия-Керчь», протяженность которого составляет 400 километров, будет введен в эксплуатацию ...
Как оплачивается работа в праздничные дни?
Как должны платить за работу в новогодние праздники? И правда ли, что, если взять отпуск в январе, теряешь в деньгах? С. Семенович, Барнаул«Тех, кто работает по обычной «пятидневке», работодатель должен заранее уведомить о необходимости работать в праздничные дни, ...
Транзит российского газа через Украину в декабре снизился на 19%
Транзит российского газа через Украину сократился на 19% с 22 декабря. Об этом заявили представители украинской компании «Нафтогаз», пишет РИА Новости. Ссылаясь на информацию Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), украинская компания отметила, что ...
Центробанк будет выявлять вредоносные сайты
Центробанк России заявил, что вредоносные сайты, относящиеся к сфере финансовых рынков и национальной платежной системе, будут блокироваться. Соответствующее соглашение заключили ЦБ РФ и Координационный центр национального домена сети интернет. На сайте регулятора говорится, ...