А права-то где?Потребители оказываются у разбитого корыта, даже выигрывая суды

Рубрика: Экономика и финансы
"АиФ": - В нашей стране действуют техрегламенты на продукты ...
"АиФ": - В нашей стране действуют техрегламенты на продукты питания, но в независимых экспертизах "АиФ" не раз выявлял нарушения.
Кто должен контролировать то, что мы едим?
П.Ш.: - Должен Роспотребнадзор, но у него на это нет ни сил, ни желания. Во-первых, необходимы массовые жалобы потребителей - по своей инициативе служба вправе проверять продавца только один раз в три года. Во-вторых, внеплановую проверку надо согласовывать с прокуратурой, а та часто отказывает - мол, здоровью потребителя данное нарушение не угрожает. Ну и наконец, штраф за нарушение совершенно несопоставим по размеру с получаемой нарушителем выгодой от обмана потребителей.
Несложно заплатить и обманывать дальше! Наше государство уникально в ограничении собственного права следить за соблюдением законов на потребрынке - ни в одной развитой стране такого нет! Сегодня очевидно: запретив своим службам "кошмарить" бизнес, оно отдало потребителей на произвол бизнесменов.
"АиФ": - Призывы жаловаться в Роспотребнадзор удивляют - эта служба ни разу не ответила на
запрос нашей газеты. Он хоть кому-то реально помог?
П.Ш.: - На самом деле Роспотребнадзор ведёт немалую работу по защите прав потребителей на уровне федерального законодательства. Но ведомство "не заточено" на помощь десяткам тысяч конкретных людей, чьи права нарушают каждый день.
[articles: 43438, 39599]
Раньше этим занимались муниципальные органы по защите прав потребителей, но в начале 2000-х их ликвидировали.
Сейчас в общественные объединения потребителей ежегодно обращаются не менее 500 тыс. человек. Без господдержки мы уже не справляемся с таким наплывом! Между тем в Евросоюзе именно такие организации по госконтрактам оказывают бесплатную (!) правовую помощь.
Государству важны не мы"АиФ": - Часто говорят, что законы в РФ так невыгодны для потребителя, поскольку их принятие лоббируют бизнесмены…
П.Ш.: - И это так! Во всех цивилизованных странах принят закон о лоббизме. Главное в нём - тот, кто продвигает за вознаграждение чьи-то законные интересы, должен зарегистрироваться в качестве профессионального лоббиста.
Тогда он вправе общаться с теми, от кого зависит принятие нужного его заказчику решения. А без консультаций с представителями Европейской организации потребителей в Европарламенте сейчас не принимается ни один закон, затрагивающий потребительские интересы. Но, увы, не у нас.
"АиФ": - Один из примеров - последняя редакция перечня товаров, запрещённых к обмену и возврату. Ни телефон, ни утюг в магазин нельзя сдать, даже если они не работают.
Где смысл?
П.Ш.: - Только в ремонт, как в советское время! Причём длиться он может до 45 дней. Доля таких товаров по новому списку уже сейчас выросла вдвое и будет увеличиваться. Это яркий пример того, как чиновники отдают приоритет интересам предпринимателей - производителям техники в данном случае. Споры по поводу списка продолжались несколько лет, но на все свои предложения мы даже не получили внятного ответа.
В результате решение, затрагивающее интересы каждого потребителя, было принято кулуарно.
Скучно? Посудись!"АиФ": - Одна за другой банкротятся туркомпании - люди теряют деньги. Насколько я знаю, за моральный ущерб никто выплат так и не получил. Что нужно сделать, чтобы защитить туристов?
П.Ш.: - Выплат за моральный ущерб в этой сфере не бывает - дай бог вернуть свои деньги. Наши суды редко оценивают моральные страдания выше 5 тыс.
руб. Нужно как можно скорее принять закон, обязывающий участников рынка создавать саморегулируемые организации (СРО), которые будут нести ответственность по их непогашенным обязательствам перед потребителями, - это единственный реальный выход.
"АиФ": - Люди готовы отстаивать потребительские права в суде, вот только незадача: решения судов редко исполняются. Почему?
П.Ш.: - В некоторых регионах, например в Татарстане, Омской области, из десяти решений судов в пользу потребителей выполняются два-три. Для приставов исполнение по таким делам не входит в число отчётных показателей.
"АиФ": - Есть примеры, когда люди тратили на экспертизу и услуги юристов больше, чем им присудили как потерпевшим.
Стоит ли искать правду себе в убыток?
П.Ш.: - Это парадоксы нашей страны: такая помощь должна оказываться бесплатно. Обязанность государства - обеспечить законность отношений на рынке!
"АиФ": - В "АиФ" № 4 наша экспертиза выявила, что половина творога в пачках - фальсификат на пальмовом масле. Мы могли бы подать в суд на производителей?
П.Ш.: - Могли бы, но успеха не добиться. Судья сам назначит экспертную организацию для повторной экспертизы и обяжет ответчика представить образцы оспариваемой продукции.
Если он не ленив, то изготовит для судебной экспертизы немного настоящего творога, и анализы это подтвердят.
Источник: Аргументы и Факты online