Дмитрий Шилов: «Святой» нашего времени

Рубрика: Экономика и финансы
Продвижение того или иного товара — безусловно, важный компонент его успеха на рынке (узнаваемости, дальнейших продаж). Особую роль в этом играет маркетинговая поддержка и, пожалуй, одну из решающих — реклама. Мало кого удивляет ...
Продвижение того или иного товара — безусловно, важный компонент его успеха на рынке (узнаваемости, дальнейших продаж).
Особую роль в этом играет маркетинговая поддержка и, пожалуй, одну из решающих — реклама. Мало кого удивляет использование в рекламе казавшегося ранее для нашего общества кощунственным "запретного плода" — обнаженных тел, сцен насилия, скандалов, нецензурной брани. Да, общество стало иным. В условиях жесткой конкуренции на рынке товаров производитель вынужден в борьбе "за зрителя" использовать запрещенные ранее приемы.
И аудитория, следует признать, с удовольствием воспринимает это.
В последнее время эта проблема становится актуальна не только для рекламы, но и для нэйминга — то есть для названий товаров и марок. Не зря же говорится: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" — и производители этим пользуются; правда, иногда эта их "лодка" просто не укладывается в нормы морали и этики. Причём, массовая публика, как ни странно, воспринимает провокационные или неоднозначные словечки и слоганы "на ура" (и порой даже этого не замечает), но у части аудитории они всегда вызывают (и будут вызывать) возмущение и негатив.
Причины бывают разные; зависит от того, с какими "тонкими материями" решили проиграться маркетологи. Наиболее вероятные последствия таких "игрищ" — оскорбление личного достоинства, ущемление прав национальных меньшинств, высмеивание религиозных взглядов верующих различных конфессий и т. п.
Примеров — много, и наверняка любой сможет вспомнить хотя бы пару случаев, вызвавших, как говорится, "широкий общественный резонанс" по всему миру.
Вот недавняя история: конфликт между табачной компанией и одной из христианских конфессий. Суть заключалась в следующем: производитель выпустил сигареты под названием "Святой Георгий" — и зарегистрировал соответствующий товарный знак в установленном законом порядке. Представители конфессии обратились к компании с требованием прекратить производство и распространение такого продукта, оскорбляющего чувства верующих (т. к. Георгий Победоносец — один из самых известных и широко почитаемых христианских святых).
А главная претензия заключалась в том, что (цитирую) "под названием продукции стоит и надпись — „Курение убивает“. Великий Святой Великомученик — Георгий Победоносец, — еще и „убивает“ наших граждан? Это, вообще проходит по статье „разжигание межнациональной и межрелигиозной розни“".
Попробуем разобраться — кто тут прав, кто виноват.
Давным-давно, в 1883 году на международном уровне была принята Парижская Конвенция об охране промышленной собственности. СССР как правопредшественник России ратифицировал эту Конвенцию в конце 60-годов прошлого столетия. Уже в то время международное право регулировало и сопоставляло моральные нормы с нормами правовыми.
Например, одним из оснований для отказа в регистрации товарных знаков — либо для признания их недействительными — являлось "противоречие морали или публичному порядку", а также черты и особенности, "способные ввести в заблуждение общественность".
ОпросЭтим нормам международного права до сих пор следует и отечественное гражданское законодательство, фактически воспроизводящее Конвенцию в этом вопросе: "Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, а также обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия". Нравится нам этот или нет — все мы живем по закрепленным законом "правилам игры". Государство в Конституции гарантирует каждому из нас тот незыблемый костяк личных прав и свобод, на которых основываются устои жизни нашего общества и отношения внутри него. А в случае нарушения этих "правил" каждому гарантирована судебная защита его ущемлённых свобод или прав.
Так что любой — в том числе и представители религиозной конфессии, — кого оскорбляет товарный знак или название сигарет (алкоголя, детского питания — категория товара не имеет значения), вправе обратиться в суд и в судебном порядке отстаивать нарушенные права и добиваться справедливости. А уж там как суд решит.
Лично я считаю, что право и мораль неизменно следуют вместе. И право основывается, прежде всего, на традициях, обычаях и устоях, сформированных в обществе и отражающих его нравственную, моральную и этическую зрелость. А не на новомодных течениях и "свободе мысли", или творчества, или маркетинга, или чего-то там ещё.
Общественная культура — я бы даже сказал, массовая культура, — является показателем имеющихся в обществе ценностей и степени его духовности. Так что развитие и становление правовой системы государства — и то, насколько эта система будет отвечать нормам общечеловеческой морали — зависит только от масс, то есть от нас с вами — целиком и полностью.
]]>Источник: Аргументы и Факты online