19 уловок «переговорщика». Как не дать себя уболтать на работе, в магазине или... на кухне

19 уловок «переговорщика». Как не дать себя уболтать на работе, в магазине или... на кухне
5 июня 2012

Рубрика: Экономика и финансы

Об этом в книге "Как подготовиться к переговорам за час" рассказывает профессор лидерства Московской школы управления СКОЛКОВО, почётный декан Берлинской школы креативного лидерства Пьер Касс.Проведение переговоров невозможно без двух ключевых компонентов: ...


Об этом в книге "Как подготовиться к переговорам за час" рассказывает профессор лидерства Московской школы управления СКОЛКОВО, почётный декан Берлинской школы креативного лидерства Пьер Касс.

Проведение переговоров невозможно без двух ключевых компонентов: 1) переговорная тактика; 2)переговорные навыки.

Рассмотрим их по порядку.

Переговорная тактика

Тактика — часть стратегии ведения переговоров. Так сказать, ряд маневров, которые следует провести в логической последовательности, чтобы добиться некоторых краткосрочных результатов. Тактика — это то, что происходит "здесь и сейчас". Рассмотрим четыре общеизвестные переговорные тактики.

► Тактика 1.

Наступление

Эта тактика характеризуется следующими особенностями:

• Мы знаем, чего хотим.
• Мы спорим и давим на другую сторону, стараясь убедить ее в своей правоте.
• Мы берем в руки инициативу и не отступаем.
• Мы контролируем процесс переговоров.
• Мы неотступно наседаем.

Вы узнаете эту тактику по характерным признакам:

• Ваш оппонент берет инициативу в свои руки.
• Активно ищет варианты и решения.
• Объясняет свои идеи, демонстрирует доводы, доказывает правильность своего предложения, растолковывает, что он имеет в виду, взывает к вам, нападает...

Эта тактика (которая еще называется "тактикой сопротивления") может быть смягченной ("ненавязчивой"), агрессивной ("адской") или смешением мягкой и агрессивной ("контрастный душ").

► Тактика 2. Поддавки

Тактика поддавков имеет следующие особенности:

• Мы охотно выслушиваем другую сторону и хотим знать мнение оппонента.
• Мы решили избрать подход пассивный, а не активный.
• Если оппонент предлагает приемлемое решение, мы уступаем.
• Мы соглашаемся с его идеями или не соглашаемся, а иногда развиваем их. Если выгодно, ведем конструктивный диалог.
• Мы отдаем всю работу оппоненту.

Вы узнаете эту тактику по характерным признакам:

• Ваш оппонент играет пассивную роль.
• Все время просит дополнительную информацию.
• Расспрашивает о ваших соображениях.
• Если даже не соглашается, собственных предложений не высказывает.
• В основном слушает и задает вопросы.

Эта тактика может привести к конструктивному диалогу ("я вам доверяю"), к трудным переговорам ("я не доверяю вашим утверждениям") или же к комбинации этих двух вариантов.

[articles: 28354,46939]

► Тактика 3. Тупик

Чтобы завести переговоры в тупик, достаточно проявить упрямство.

Мы не хотим уступать. Мы стоим на том, с чего начали (во всяком случае некоторое время). Сопротивляемся любым попыткам что-либо изменить. Изображаем безвыходное положение.

Поступаем мы так в определенных случаях:

• Если нам нужно еще раз обдумать какой-то вопрос.
• Если мы хотим выиграть время.
• Если мы хотим, чтобы другая сторона начала нервничать. Время играет нам на руку.
• Если мы считаем, что сейчас самое время критически переосмыслить ситуацию, подумать о перспективах...

► Тактика 4. Вокруг да около

При такой тактике мы проявляем необыкновенную активность, ведь мы решили избежать решения вопроса, ходить вокруг да около, не обсуждать необходимую тему (по крайней мере пока), а переключиться на что-то другое. Мы поступаем так по разным причинам:

• Если считаем, что в данный момент в наших интересах избегать решения.
• В глазах оппонента такая тактика поднимет важность вопроса.
• Сейчас не время.
• Вначале нужно прийти к соглашению по другому вопросу.

Можно привести в пример еще несколько известных переговорных тактик.

Знаете ли вы их? Когда-нибудь использовали?

Тактика Преимущества Недостатки 1. Умышленное промедление. Время играет нам на руку. Мы еще не готовы к решению.

Есть риск к концу переговоров зайти в тупик. 2. "Салями" (разграничение, выдвижение своих требова- ний по очереди). Мы можем "мягко" добиться мелких уступок, а в конце-концов оппонент скажет "да".

Создается атмосфера недоверия. 3. Ультиматум, или запугивание ("так или никак"). Натиск в решении вопроса.

Переговоры могут просто прерваться. 4. Новое требование в последнюю минуту. Можно взять другую сторону внезапностью.

Можно подвергнуть риску и сами переговоры, и все, что уже было достигнуто. 5. Если... то...

Никаких обязательств. Просто выдвижение гипотез. Проверка и поиск вариантов. Участники переговоров могут снова начать активно торговаться.

Традиционные переговорные навыки

Во время подготовки или проведения переговоров потратьте минуту на то, чтобы еще раз заглянуть в эту таблицу и напомнить себе приведенные в ней навыки, их преимущества и недостатки.

Навык Преимущества Недостатки 1. Использование уточняю- щих вопросов, на которые нельзя ответить "да" или "нет" (что? когда? почему?).

Полезен, если нужно получить у оппонента информацию, прояс- нить его позицию или направить обсуждение в нужное русло.

Оппоненты могут воспринять это как угрозу (особенно вопрос "почему").

2.

Перефразирование или переформулирование (повто-рение) того, что сказал оппонент, своими словами ("Если я вас правильно понял, вы сказали...").

Позволяет: а) показать свою заин- тересованность; б) убедиться, что вы все правильно поняли; в) вы- играть время и подготовиться к ответу; г) дать возможность оппо- ненту что-либо добавить.

Может замедлить переговоры и создать впечатление, что вы не принимаете в них активного учас- тия. Оппонент может почувство- вать разочарование.

3. Тактика молчания после вопроса или утверждения оппонента (если вы молчите, скорее всего, оппонент заговорит снова).

Этой тактикой чудесным образом пользуются переговорщики из стран Азии.

Она вынуждает дру- гую сторону предоставить вам больше информации ("незапла-нированная откровенность"). Такую тактику могут воспринять как оскорбление, а это вызовет негативную реакцию и тревогу. 4. Подведение итогов время от времени, чтобы держать в голове ключевые пункты, которые уже обсуждались во время переговоров.

Может использоваться на проме-жуточных этапах для определения прогресса переговоров и развития предыдущих договоренностей. Иногда вынуждает вас возвра-щаться к вопросам, к которым вам возвращаться не хочется.

5. Проявление чувств и эмо- ций, чтобы создать атмосферу доверия.

При этой тактике учитывается человеческий фактор, который нельзя недооценивать.

При использовании такой тактики трудно вовремя остановиться.

(А переговоры — это не сеанс психотерапии.)

 

 

Нетрадиционные переговорные навыки

Во время переговоров потратьте минуту на то, чтобы освежить в памяти приведенные ниже навыки: используете ли вы их, и если да, то правильно ли.

Навык Преимущества Недостатки 1. Сознательное создание впечатления, что вы неверно понимаете другую сторону, с помощью ошибочного пере- фразирования, неуместных вопросов и выводов. Другая сторона "вынуждена" про- яснить свою позицию и дать вам дополнительную информацию. Это может привести к неопреде-лённости и разочарованию.

2. Преувеличение смысла слов оппонента (с применени- ем слов "всегда", "никогда", "невозможно", "исключитель- но", "никто", "все" и т. п.). Пригодится, если вы хотите вмес- то оппонента занять жёсткую пози- цию, которую, по-вашему, готов занять он ("Я знаю, вы считаете, что это невозможно...").

Тут нужен тонкий подход, иначе такая тактика может быть расце- нена как неприкрытое манипули- рование и заведет в тупик. 3. Неожиданный шаг. Вы гово- рите или делаете то, что идет вразрез с темой переговоров, переключаетесь на другую тему, вопрос и т.п.

Создается эффект неожиданности, которым можно воспользоваться в свою пользу... Оппонент пытается понять, к чему вы клоните... он теряет логику переговоров. Опасно.

Сработает один раз, а во второй — вызовет отторжение и агрессию. 4. Проявление сарказма. Вы явно насмехаетесь над своим оппонентом.

Может вызвать эмоциональную реакцию: оппонент будет защи- щаться ("Вы этого хотите?"). Оппонент может просто прекра- тить переговоры. 5. Перегрузка оппонента избы- точным количеством вопросов или информации.

Оппонент вынужден понять, взве- сить всё и решить, как  использо- вать эту информацию. У него сла- бая позиция. Вы можете помочь ему или... наоборот.

Успешность применения этого навыка зависит от способности оппонента впитывать информа- цию. Может вызвать недоверие.


 

AIF.RU благодарит издательство "Манн, Иванов и Фербер" за предоставленный отрывок.

]]>

Источник: Аргументы и Факты online



Алексей Чадаев: За что мы так полюбили... кризис
Поскольку каждый второй публичный комментатор экономических процессов время от времени предсказывает скорую катастрофу, таких оказалось много. Теперь они ездят чесом по разным странам и вещают там в стиле Иеремии за гонорары в твердой валюте. А фрустрированные туземцы ...
Георгий Бовт: Опять вручную? Как будут воплощать планы Путина
Из выступлений В. Путина в последние месяцы легко выделить три главных ориентира: к 2020 г. — создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, а к 2018 г. — в полтора раза повысить ...
Оформляй и живи. Как без проблем обзавестись собственной землёй
— Государство обещало многодетным семьям бесплатные участки земли. Но нам ничего не предлагают. Где получить обещанное? Т. Ледовских, Находка— Про бесплатные земельные участки многодетным говорилось в Послании Президента ...
Преступников ловят полиция и банк
Кражи банкоматов в последние годы — явление нередкое. Страдают банки, чьи аппараты находятся в вестибюлях торговых центров и магазинов. Так, в Подмосковье ...