"Газпром" застрял между мультиками и котлетами

Рубрика: Экономика и финансы
Постоянные разборки с ЕС и Украиной, неудачные попытки переметнуться на Восток, рост конкуренции на внутреннем рынке и общая нестабильность в глобальной экономике, сделавшая непредсказуемыми колебания цен на энергоресурсы, не прошли даром для "Газпрома". ...
Постоянные разборки с ЕС и Украиной, неудачные попытки переметнуться на Восток, рост конкуренции на внутреннем рынке и общая нестабильность в глобальной экономике, сделавшая непредсказуемыми колебания цен на энергоресурсы, не прошли даром для "Газпрома". Газовый монополист вылетел из ТОП-50 рейтинга самых дорогих публичных компаний мира, опустившись сразу на 26 позиций. Теперь он занимает 57-ю строчку из пятисот возможных, а среди первых пятидесяти компаний не осталось ни одной российской.
Рейтинг FT Global 500 ежегодно публикует газета The Financial Times. По данным издания, рыночная капитализация "Газпрома" составила $101,4 миллиарда. Его новое место оказалось между фаст-фудом и развлечениями – медиакорпорацией Walt Disney и сетью быстрого питания McDonalds.
Самой дорогой мировой корпорацией по версии FT Global 500 остается технологический гигант Apple с капитализацией в $415,7 миллиарда. Вторую строчку, как и годом ранее, занимает нефтегазовая корпорация ExxonMobil с капитализацией $403,7 миллиарда. Из российских компаний, кроме "Газпрома", попасть в первую сотню смогли "Роснефть" (81-е место – по сравнению с прошлогодним рейтингом она также сдала позиции, но всего на два пункта) и Сбербанк (97-е место).
Примечательно, что всего пару дней назад в своем блоге на страницах той же The Financial Times бывший вице-президент BP Ник Батлер, который никогда не упускает случая уколоть "Газпром", обрисовал печальное будущее компании. По мнению эксперта, цены на газ неминуемо должны упасть. И на то есть как минимум четыре причины.
Первая: запасы газа, даже обычного природного, весьма богаты. Уже были обнаружены целые новые газоносные провинции, например, в Восточной Африке и в Восточном Средиземноморье. И еще больше будет найдено и разработано – в той же России, Иране, Ираке и на Аляске, пишет Батлер. Конечно, встает вопрос об экономической целесообразности их извлечения в современных реалиях. Ну так ведь и технологии не стоят на месте: то, что слишком дорого добывать сегодня, завтра может стать вполне доступным.
Второе: сжиженный природный газ разрывает традиционную взаимосвязь в контрактах между ценами на газ и нефть, на которых, по мнению эксперта, была построена модель обогащения "Газпрома". И холдинг уже не в состоянии сопротивляться данной тенденции. В последнее время ему все чаще приходится пересматривать контракты в сторону понижения цены для потребителя и прощать долги за невыбранный газ, что ставит под сомнение дальнейшее существование другого важного принципа – "бери или плати".
Третья причина: возврат к атомной энергетике в Японии, обещанный новым правительством страны. После аварии на "Фукусиме" страна отказалась от "мирного атома" и перешла на сжиженный газ, что вызвало соответствующий рост цен в Азии. Теперь они начинают снижаться, отмечает Батлер. Это также противоречит интересам России, которая строит масштабные планы на поставку газа восточным соседям.
При этом в традиционной вотчине "Газпрома" – Европе, по мнению автора, тоже существуют ограничения в области спроса, связанные, в частности, с использованием возобновляемых источников энергии и импортируемого из США угля. И это четвертая причина для снижения цен на газ.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов сланец. Пока эта сфера остается спорной территорией и существенного влияния на формирование тарифов не оказывает. Но сланцевая революция в США и неусыпный интерес, проявляемый к отрасли в других странах, уже заставляют рассматривать ее как определенный сдерживающий фактор для роста цен на традиционный газ. О перспективах разработки сланцевых месторождений всерьез размышляют в Великобритании, Восточной Европе и Китае.
В целом о дефиците предложения на современном газовом рынке говорить уже не приходится, и постепенно он из рынка продавца превращается в рынок покупателя, резюмирует Батлер. Очевидно, "Газпром" ощущает это в полной мере.
Источник: YTPO.ru