Уголь для Китая. Будет ли российское топливо конкурентоспособным на рынке

Уголь для Китая. Будет ли российское топливо конкурентоспособным на рынке
23 апреля 2014

Рубрика: Экономика и финансы

Недавно премьер-министр страны Дмитрий Медведев разрешил финансировать работы за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - осталось лишь определить схему финансирования. Прогноз оптимистичен... Для начала изложим суть принятого решения в цифрах. Объём ...


Недавно премьер-министр страны Дмитрий Медведев разрешил финансировать работы за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - осталось лишь определить схему финансирования.

Прогноз оптимистичен...

Для начала изложим суть принятого решения в цифрах. Объём средств, выделяемых на развитие транспортных артерий, составит 562 млрд руб. Из них 300 млрд руб.

- это инвестиции РЖД, а 260 млрд руб. - государства. Из государственной доли 110 млрд руб. железнодорожники получат в виде прямых бюджетных инвестиций, а 150 млрд руб.

- из ФНБ. Деньги немалые. На что они пойдут?

На увеличение пропускной способности Транссиба и БАМа почти в два раза. Обе эти дороги пропускают сейчас по 110 млн тонн грузов в год - и это предел их возможностей.

Проект же предполагает увеличение на 100 млн тонн в год. И львиную долю в перевозках должен занять уголь для Китая.

Не так давно вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что Россия может повысить поставки в Китай в сфере электроэнергетики и угля в три-четыре раза. Вроде бы крайне позитивный прогноз. Однако анализ ситуации на рынке энергоносителей даёт основания сомневаться в его точности.

Не ошиблись ли эксперты, на мнение которых опирается вице-премьер?

Это крайне важно - от их оценок зависит, какой потенциал грузоперевозок закладывать для модернизации путей, а также сроки окупаемости будущих дорог. Кстати, средства ФНБ - возвратные, причём с установленной нормой доходности: не ниже 2%.

Между тем нынешняя рентабельность железных дорог при перевозках угля на экспорт отрицательная: -61,1%. Доходность этих перевозок в 4,5 раза ниже доходности перевозок нефтепродуктов и металлов.

А увеличение их объёма потребует возведения многочисленных объектов железнодорожной инфра­структуры. Только энергопотребление при планируемых «добавках» увеличится со 100 до 1000 МВт, то есть в 10 раз. Это не просто модернизация, а обустройство абсолютно новой, рассчитанной на иные мощности электросети. В результате затраты на дополнительное строительство возрастут, по оценкам экспертов, втрое.

...

а реальность - пессимистична

А теперь посмотрим, что происходит в стране, на экспорт в которую рассчитан проект. Колоссальный вред экологии и здоровью населения Поднебесной, который причиняют сжигание угля и выделение при этом диоксида серы, заставил китайские власти начать реформирование своей энерго­генерации в пользу экологичных источников.

Конечно, в ближайшие годы страна не откажется от угля, но не учитывать того, что его потребление может резко сократиться (при увеличении потребления газа из России и Туркмении), нельзя. В планах Пекина к 2017 г.

сократить долю угля в общем объёме потребления энергоносителей до 65%.

Ну а первый этап строительст­ва наших железных дорог планируется завершить к... 2020 г. То есть транспортные артерии будут расширяться с опозданием - потребности Китая в угле к тому времени уменьшатся вдвое!

Кроме того, при запланированных затратах на модернизацию цена российского угля, поставляемого по этим транспортным путям в Китай, может вырасти тоже вдвое.

Будет ли такой уголь конкурентоспособным на китайском рынке и понадобится ли там в 2030 г. экологически вредное топливо в таких объёмах?

Если реальный сценарий получится не столь оптимистичным, как планируемый, то Россия просто выбросит на ветер почти триллион рублей, а новая реконструкция БАМа повторит судьбу предшествующей - когда вновь уложенные рельсы пошли на металлолом. Только теперь их будет куда больше, чем в 90-е...

Источник: Аргументы и Факты online



Медведев поручил проработать вопрос снижения ставок акцизов на спиртное
Москва, 23 апреля – АиФ-Москва. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину доработать проект основных направлений налоговой политики России на 2015 год, а также дополнительно обсудить вопрос снижения ставок акцизов на алкоголь с долей этилового спирта свыше 9%. ...
Репутация дороже денег
Исконно в мире бизнеса, общественной, политической и других видов деятельности репутация была и осталась одной из высших ценностей. Зачастую она опережает по значимости такие категории, как активы, личное состояние, нужные связи и тому подобное. Репутация ...
Крым получит 60 млн руб. на компенсации вкладчикам украинских банков
Москва, 21 апреля — АиФ-Москва. Вице-премьер автономной республики Крым Рустам Темиргалиев заявил, что Центробанк предоставит 60 млн рублей на компенсации вкладчикам украинских банков, кроме того, часть денег поступит от продажи имущества тех отделений украинских банков, сообщает ...
«Единая Россия» поможет малому бизнесу на селе
21 апреля в ходе совместного заседания Госсовета РФ и Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость разработки механизмов поддержки малого бизнеса на селе. Депутаты «Единой России» поддержали ...