Тарифы заморожены на год. Президент ограничил аппетит монополистов. Чего теперь ждать простым россиянам?

Тарифы заморожены на год. Президент ограничил аппетит монополистов. Чего теперь ждать простым россиянам?
18 сент 2013

Рубрика: Экономика и финансы

Заморозку тарифов можно считать вызовом компаниям, которым придётся "изыскивать внутренние резервы". Есть ли такие резервы? Безусловно, есть. Карман монополиста Владислав Иноземцев, завкафедрой мировой экономики факультета государ-ственного управления ...


Заморозку тарифов можно считать вызовом компаниям, которым придётся "изыскивать внутренние резервы".

Есть ли такие резервы? Безусловно, есть.

Карман монополиста

Владислав Иноземцев, завкафедрой мировой экономики факультета государ-ственного управления МГУ им. Ломоносова:

В 2012 г. выручка группы "Газпром" от продаж на внутреннем рынке составила 740 млрд руб., а прибыль от общих продаж группы - 1,36 трлн руб.

Согласно планам, изложенным в её годовом отчёте за 2012 г., правление "Газпрома" заложило на 2014 г. "среднегодовое повышение оптовых цен на газ" на 15%, что принесло бы дополнительно 110 млрд руб. Потеря этих средств сократит прибыль "при прочих равных" на 9,7%. Критично ли это для компании, прибыль которой составляет 2% ВВП страны и которая была самой прибыльной корпорацией мира по итогам 2011 г.? На мой взгляд, здесь вообще нет проблемы, особенно учитывая ситуацию, в которой находятся граждане и промышленность (реальные доходы населения в 2013 г.

вырастут всего на 2-3%, а объём промпроизводства может даже сократиться).

Сложнее ситуация в РЖД: тут при выручке в 2012 г. в 1,37 трлн руб. прибыль составила всего 67,4 млрд руб.

Отказ от повышения тарифа может сделать компанию убыточной, особенно если учесть, что себестоимость продаж растёт на 7-9% в год. Финансисты РЖД оценили прямой ущерб в 75,1 млрд руб. Но нужно иметь в виду, что при общей заморозке тарифов и издержки - в том числе на топливо и электроэнергию - также сократятся, что способно компенсировать как минимум 40% предполагаемых потерь. Иначе говоря, последние не превзойдут 40 млрд руб., или 3% суммарной выручки.

Таким образом, проблемы и тут незаметно. Зато В. Якунин сообщил, что в отсутствие пересчёта тарифа инвестпрограмма РЖД (на 2014 г. в размере 389 млрд руб.) сократится в 4 раза, и пообещал уволить более 60 тыс.

сотрудников компании.

Понятно, что объяснение сокращения инвестиций (большая часть которых обеспечивается госдотациями и кредитами) на 300 млрд уменьшением выручки на 40 млрд - очевидное передёргивание.

Надо лучше работать

Что же касается сокращения кадров, то это можно только приветствовать: сегодня РЖД - одна из наименее эффективных железнодорожных компаний мира. Валовая выручка на одного работника составила в 2012 г.

$32,4 тыс. на человека (у французской SNCF - $173 тыс., у немецкой Deutsche Bahn - $176 тыс.). В РЖД в 2012 г. работали почти 1,2 млн человек при протяжённости железнодорожной сети в 87,2 тыс.

км. Для сравнения: в Канаде на 46,5 тыс. км путей - 32 тыс. (!) работников.

В "Газпроме" занято 417 тыс. человек - на 10% больше, чем в ExxonMobil, Chevron, Shell, BP, Repsol и ConocoPhillips, вместе взятых, чьи суммарные продажи в прошлом году превысили газпромовский показатель более чем в 5 раз. А уж если учесть, что В. Путин пообещал к 2020 г.

создать в России 25 млн "новых высокопроизводительных рабочих мест", то в чём вообще проблема?

На мой взгляд, решение о замораживании тарифов - единст венно правильное в современных российских условиях. Россия - невиданно дорогая страна. Плацкартный билет на поезд Москва - Чебоксары, преодолевающий расстояние в 650 км за 12 час. 40 мин., стоит 2200 руб., тогда как билет на скоростной поезд Рим - Венеция (542 км, 3 час.

35 мин.) - 39 евро, то есть 1700 руб. (а доходы населения в России в 2,4 раза ниже итальянских).

Рост тарифов толкает вверх инфляцию, которая при отсут-ствии их повышений могла бы легко быть ограничена 2,8-3,5%. А это привело бы к снижению ставок по кредитам, росту инвестиционной активности и повышению производительности, которые с лихвой перекрыли бы все убытки мнополистов.

Нажмите для увеличения

Тенденции развития современной мировой экономики показывают: самые быстрорастущие отрасли - те, где компании выживают в условиях по стоянного снижения цен при растущем качестве товара. Поэтому не надо плакать по РЖД и "Газпрому". Нужно создавать в стране нормальный механизм конкуренции, обеспечивающий рост эффективности и спрос на новые технологии. А ограничение тарифов - первый реальный шаг к его формированию.

Стоп, цены!

Неужели и правда удастся уговорить тех, кто "стрижёт" колоссальные прибыли, отказаться от гарантированного дохода, получаемого за счёт нас с вами?

Коммунальные тарифы, рост которых хотят ограничить власти, - это цена на газ и передачу электроэнергии (затрагиваются интересы "Газпрома" и Россетей). Собственно это те показатели, которые устанавливаются на федеральном уровне на всю страну государственной тарифной комиссией.

Стоимость того же газа росла темпами, намного опережающими инфляцию, - только в этом году стоимость голубого топлива выросла на 15% (см. в графике, как это повлияло на все коммунальные платежи).

Но тормозить жадность монополистов на год может оказаться себе дороже. Уже идут разговоры о том, чтобы в итоге доплатить компаниям урезанные прибыли из бюджета, - есть оценки, что это обойдётся ему в 400 млрд рублей.

"Давать такую компенсацию - порочная практика. Зачем при таком раскладе компаниям стараться улучшать КПД своих услуг? Имеются большие претензии к эффективности инве стиционных проектов, которые могли бы обходиться гораздо дешевле, - отметил Андрей Чибис, исполнительный директор "ЖКХ Развитие".

- Вызывают вопросы и "побочные" траты. К примеру, недавно одна из коммунальных компаний спонсировала на 4 млрд руб. футбольную команду. По сути, из кармана каждого потребителя на это взяли по 100 руб.

Но почему их об этом не спросили?!"

"Естественные монополии будут стремиться возместить выпадающие доходы, а значит, будут экономить на инвестиционных программах. Это приведёт к снижению объёмов строитель ства новых объектов, что в свою очередь негативно повлияет на смежные отрасли", - предположил Аркадий Шафран, экс перт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий. Действительно, некоторые компании, которые могут быть затронуты заморозкой тарифов, уже начали грозить тем, что вынуждены будут увольнять людей, останавливать проекты. Но почему никто даже не заикнулся о том, что топ-менеджеры могли бы отказаться от премий? Мол, затянем пояса и в этом году обойдёмся без чёрной икры и новой яхты.

Хотя, наверное, проще уволить пару десятков человек, чем решиться на такой подвиг...

"У нас многие коммунальные ресурсы уже дороже, чем за границей, - напомнил нам Иван Грачёв, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике. - Та же электроэнергия для промышленности стоит уже дороже, чем в США. Американцы тоже пользуются такими методами регулирования, как остановка роста тарифов, когда нужно поддержать производство.

Причём они замораживают их не на год, а на 15-20 лет, разрешая повышение не более чем на уровень инфляции".

Источник: Аргументы и Факты online



Регионы ищут инвестиции
2013 год отчетливо продемонстрировал, что российская экономика окончательно выработала потенциал своего роста на высоких ценах на энергоносители. Несмотря на сохраняющиеся длительное время на достаточно высоком уровне цены на нефть, темпы экономического ...
Торговлю спиртным разрешат в спортзалах и вузах
Уличным киоскам могут разрешить разливать алкогольные коктейли, а барам - торговать спиртным в спортивных учреждениях, вузах и рядом с частными клиниками. Вместе с тем алкоголь могут запретить продавать в придорожных магазинах и кафе. Такие поправки в законодательство ...
Звоночки кризиса. О чём предупреждают автомобили и мужские трусы?
Точные цифры 1. Машины не покупают По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в августе 2013 г. объём продаж новых авто на российском рынке упал на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А агентство "Автостат" прогнозирует, что производство ...
Оксана Дмитриева: Где у олигарха совесть?
Оксана Дмитриева, первый зампред Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Самая главная социальная ответственность работодателя - это выплата достойной заработной платы. С этим в России дела обстоят очень плохо. С одной стороны, само государство показывает себя как безответственный ...